3.2. Возможности применения опыта внедрения предложенного методического подхода на предприятиях регионов России с учетом их текущего состояния.

При рассмотрении возможности применения опыта внедрения механизма функционирования региональной энергетики, обеспечивающего устойчивое экономическое развитие, в условиях других регионов, необходимо учитывать следующие факторы:

  • сравнимость регионов по социально-экономическому положению, ресурсному обеспечению, структуре экономики;
  • наличие в регионе развитой инфраструктуры поставки электрической энергии;
  • структура собственности в региональной коммунальной энергетике.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что наиболее подходящим для внедрения является Алтайский край, подробное описание которого приведено в разделе 2.1.

Систему коммунального энергоснабжения Алтайского края можно представить в виде следующей схемы (см. рис. 2). Как видно из рисунка, системы коммунальной энергетики Алтайского края и Кубани во многом схожи, за исключением независимых производителей электроэнергии – в Алтайском крае их очень мало, и они не оказывают сколько-нибудь значительного влияния на энергобаланс региона. Еще одно отличие – в настоящее время реформирование ОАО «Алтайэнерго» еще только вступает в активную стадию, и в его результате регион лишится всех мощностей по производству электроэнергии – по решению Совета директоров компании они будут проданы ОАО «Кузбассэнерго». Немаловажно также и то, что среднегодовая температура наружного воздуха в Алтайском крае ниже, чем в Краснодарском, что делает более актуальным качественную подготовку к прохождению осеннее-зимнего периода, как в электро, так и в теплоснабжении, причем на подготовку к зиме мелких муниципальных котельных тратится значительное количество ресурсов.

Рис. 3.4. Система коммунального энергоснабжения Алтайского края

Рис. 3.4. Система коммунального энергоснабжения Алтайского края

 

Создание коммунальной энергокомпании на территории Алтайского края было бы логично производить на базе компании с наиболее четко выстроенной схемой работы, налаженным регулярным менеджментом, а также, по возможности, представленной на всей территории края. Большое значение имеет также присутствие краевых властей в собственности данной компании, т.к. это существенно облегчает организационные и финансовые процедуры, связанные с реорганизацией.

На сегодняшний день компанией, которая наиболее полно отвечает вышеуказанным требованиям, является КГУП КЭС «Алтайкрайэнерго». Как видно из представленной на рис. 3.5 структуры компании, она представлена в восьми районах края, в 57 населенных пунктах.

Рис. 3.5. Организационная структура КГУП КЭС «Алтайкрайэнерго»

Рис. 3.5. Организационная структура КГУП КЭС «Алтайкрайэнерго»

 

Поскольку компания находится в краевой собственности, и имущество, ею эксплуатируемое, также находится в краевой собственности, то в данном необходимо принимать решение об акционировании компании и передаче в уставный капитал эксплуатируемого имущества, либо о создании компании в форме КГУП, и выкупе имущества других компаний в краевую собственность, за счет средств краевого бюджета.

Поскольку второй вариант значительно более сложен в плане осуществления организационных и финансовых мероприятий, мы принимаем решение о выборе акционерного общества как основы для создания краевой коммунальной энергетической компании.

Схема создания данной компании поэтапно выглядит так, как это представлено на рис. 3.6.

Как видно из рисунка, на первом этапе предполагается произвести передачу в аренду либо на праве хозяйственного ведения КГУП «Алтайкрайэнерго» имущества – электросетевых активов – находящегося в собственности муниципальных образований. При этом Администрация Алтайского края будет являться координатором данного процесса.

На втором этапе предлагается осуществить приватизацию КГУП «Алтайкрайэнерго», с передачей в уставной капитал имущества, находящегося в краевой собственности, и эксплуатируемого данной организацией. При этом Администрация Алтайского края становится владельцем 100% пакета акций ОАО «Алтайкрайэнерго». Также на данном этапе производится передача теплогенерирующих активов, находящихся в ведении муниципалитетов, в аренду ОАО «Алтайкрайэнерго».

Таким образом, по результатам второго этапа в Алтайском крае организуется мощная коммунальная энергокомпания, занимающаяся закупкой, распределением и сбытом электрической энергии, а также генерацией и сбытом тепловой энергии.

На третьем этапе необходимо произвести передачу находящегося в краевой собственности блокирующего пакета акций ОАО «Алтайэнергосбыт», находящихся в собственности г. Барнаула контрольного пакета акций ОАО «Барнаульская горэлектросеть» и доли в уставном капитале ООО «Барнаулэнерго».

Рис. 3.6. Схема создания коммунальной энергокомпании Алтайского края

Рис. 3.6. Схема создания коммунальной энергокомпании
Алтайского края

В результате этого сформируется система корпоративного управления краевой коммунальной энергетикой, в рамках единой энергокомпании, которая будет осуществлять:

1. Закупку на оптовом рынке и у независимых производителей электрической энергии, ее распределение и сбыт потребителям на территории Алтайского края. Функции транспортировки электроэнергии останутся за ОАО «Алтайэнерго» (в дальнейшем – филиал МРСК-4).

2. Функции гарантирующего поставщика на территории Алтайского края.

3. Закупку топлива, производство тепловой энергии и ее продажу потребителям на территории Алтайского края.

В дальнейшем, ОАО «Алтайкрайэнерго» необходимо самостоятельно совершить сделки по приобретению оставшихся пакетов акций энергокомпаний (ОАО «Барнаульская горэлектросеть», ОАО «Алтайэнергосбыт», ООО «Барнаулэнерго»), либо путем конвертации акций, либо путем прямой покупки с использованием заемных инвестиционных ресурсов.

Четвертым этапом является выделение из состава ОАО «Алтайкрайэнерго» сбытовой компании на правах юридического лица – 100% ДЗО, в соответствии с действующим законодательством.

Создание единой коммунальной компании на территории Алтайского края позволит достичь следующих результатов.

1. Выработка единой технической и организационно-экономической политики в теплоснабжении населенных пунктов, отапливаемых котельными. На сегодня каждая котельная имеет свой тариф, зависящий от вида оборудования, его КПД, степени износа, а также цены приобретаемого топлива. В рамках единой компании будет возможно создание системы закупок топлива, позволяющей приобретать его с минимальными издержками и по более низкой цене; формирование единого тарифа на теплоснабжение на всей территории работы компании; выделение в тарифе инвестиционных ресурсов, предназначенных для замены изношенного и морально устаревшего оборудования.

2. Оптимизация схем электроснабжения населенных пунктов в рамках единой компании, разработка перспективных схем электроснабжения с учетом стратегии развития края, городов, поселков.

3. Закупка электроэнергии на оптовом рынке по более низкой цене.

4. Привлечение инвестиционных ресурсов для создания новых объектов электросетевого хозяйства, генерирующих мощностей, в соответствии со стратегией развития края.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Диссертация. Добавьте в закладки постоянную ссылку.