Рыночная модель экономики России: проблемы становления и развития

УДК 338.22: 334.72
DOI 10.14258/epb201952

 А.В. Ященко
Генеральный директор АО «Барнаульская горэлектросеть» (Барнаул, Россия )

В статье предпринята попытка оценить итоги организационного развития экономики РФ с момента приватизации и до настоящего времени. Актуальность постановки проблемы заключается в том, что, не смотря на огромные запасы ресурсов, в том числе человеческого капитала, экономика в течение длительного времени стагнирует, структурные реформы не производятся, государство достаточно пассивно реагирует на слабый рост ВВП. Реформа экономики РФ, фактически, выступила как глобальный эксперимент по проверке справедливости фундаментальных научных предположений, гипотез, допущений и упрощений экономической теории и многих ее составляющих: теории фирмы, теории рынка, теории корпоративного управления и других. Россия продемонстрировала своеобразный феномен, как с точки зрения теории, так и практики рыночных преобразований, когда не предпринимательство, не инвестиционная активность бизнеса и населения, а узкокорыстные интересы лиц, афилированных с властью, стали определять рыночные процессы, такая экономика получила название «экономики физических лиц», а в случае прямой ориентации на государственный бюджет «экономика раздатка».  Реформы необходимо было производить на основе подлинного системного подхода, учитывая колоссальную сложность объекта социально-экономической системы огромной страны. Стратегия преобразований, могла опираться на рыночный опыт большого числа стран, как развитых, так и развивающихся (Китай), это не было сделано, в итоге,  не сложились такие ключевые инструменты и механизмы рынка как: крупные инновационно — ориентированные корпорации; массовое предпринимательство; эффективные собственники; конкуренция; сбалансированность числа крупных, средних, и малых предприятий; вовлеченность населения в инвестиционные процессы; мотивация к высокотехнологичному бизнесу; инновационные процессы.

Ключевые слова. Реформа, рынок, модель, корпоративное управление, институты, промышленная политика

 MARKET MODEL OF RUSSIAN ECONOMY: PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT

A.V. Yaschenko
General Director of JSC «Barnaul Gorelektroset» (Barnaul, Russia)

The article attempts to assess the results of the organizational development of the Russian Economy from the moment of privatization to the present. The relevance of the problem statement lies in the fact that, despite the huge reserves of resources, including human capital, the economy stagnates for a long time, structural reforms are not carried out, the state is rather passive in responding to weak GDP growth. The economic reform of the Russian Federation, in fact, acted as a global experiment to test the validity of fundamental scientific assumptions, hypotheses, assumptions and simplifications of economic theory and many of its components: theory of the firm, market theory, theory of corporate governance and others. Russia has demonstrated a kind of phenomenon, both from the point of view of theory and practice of market transformations, when it is not entrepreneurship, not the investment activity of business and the population, but the narrowly selfish interests of persons affiliated with the government, began to determine market processes, such an economy was called the “economy of individuals «, And in the case of a direct focus on the state budget» razdatka economy. » The reforms had to be carried out on the basis of a genuine systemic approach, given the colossal complexity of the object of the socio-economic system of a huge country. The transformation strategy could rely on the market experience of a large number of countries, both developed and developing (China), this was not done, as a result, such key instruments and market mechanisms did not take shape as: large innovation-oriented corporations; mass entrepreneurship; effective owners; competition; balance of the number of large, medium, and small enterprises; involvement of the population in investment processes; motivation for high-tech business; innovative processes.

Keywords. Reform, market, model, corporate governance, institutions, industrial policy

 

Рассматривая итоги рыночных реформ 90-х – 2000-х в РФ видно насколько сложен был объект реформирования (социалистическая экономика), его системная организация, социально-экономическая структура, институты, исторические и географические особенности, и насколько поверхностными были методы, инструменты и подходы реформаторов, которые не способствовали появлению рыночной модели российской экономики, способной к саморазвитию и эффективному росту [1, 3, 4, 5, 6,7]. Тем не менее, эти реформы дали ценную информацию для научно-теоретического анализа и практических обобщений. Реформа экономики РФ, фактически, выступила как глобальный эксперимент по проверке справедливости фундаментальных научных предположений, гипотез, допущений и упрощений экономической теории и многих ее составляющих: теории фирмы, теории рынка, теории корпоративного управления и других. Не вдаваясь в подробности можно сказать, что игнорирование системных принципов, исторического рыночного опыта, теоретический нигилизм не способствовали успеху рыночных преобразований в России. Государственная собственность, во многих случаях, была приватизирована не для производства, а для спекулятивных продаж и фактически, потеряла свое первоначальное содержание. Можно привести примеры таких регионов СФО, как Алтайский край (Рубцовский тракторный завод, Моторный завод, Текстильмаш, и т.д.); Новосибирская область (Сибсельмаш, Сибтекстильмаш и другие), аналогично и по другим регионам. Новые, значимые для национальной экономики предприятия не созданы, программы модернизации и инноваций не дали ожидаемых результатов [2, 7, 8, 9, 10]. Появился своеобразный феномен в практике рыночной экономики отдельной страны, когда не предпринимательство, не инвестиционная активность бизнеса и населения, а узкокорыстные интересы лиц, афилированных с властью стали определять рыночные процессы, такая экономика получила название «экономики физических лиц» [6], а в случае прямой ориентации на государственный бюджет «экономика раздатка» [12]. Как считает  Дж. Cmиглиц, таким результатам реформ необходимо  искать правдоподобные интерпретации и теоретическое объяснение [14].

Как пишет академик А. Аганбегян, «Очевидно, что сложившаяся переходная, смешанная социально-экономическая система России не удовлетворяет наше общество. Из 26 лет существования новой России 14 лет (1991–1999, 2009, 2013–2016 гг.) страна пребывала в стагнации и кризисе, а в оставшиеся 12 лет (2000–2008 и 2010–2012 гг.) осуществлялся восстановительный рост. В результате основные экономические и социальные показатели страны за это время практически не выросли. Главный экономический показатель – валовой внутренний продукт – только в 2008 г. на 7% превзошел наивысший уровень, достигнутый в советской России в 1989 г., затем опять снизился в кризис 2009 г., слегка приподнялся в трехлетний восстановительный период 2010–2012 гг. и снова на 4,5% опустился в 2015–2016 гг. Так что его уровень практически не вырос. Промышленность, сельское хозяйство, строительство достигли только 80% к уровню 1989 г. Снизился и грузооборот транспорта.» [1, стр. 72-73]. В этой же работе Аганбегян приводит неутешительный анализ социальной, демографической и инвестиционной сфер, указывая на падение, по сравнению с советской Россией, показателей науки, образования, здравоохранения и инвестиций. Самое настораживающее явление это резкая дифференциация доходов и потребления населения. На основе системного анализа экономического развития ведущие экономисты: Богомолов О.Т.,  Глазьев С.Ю., Пивоварова Э.П., Цаголов Г.Н., Винслав Ю.Б., Ивантер В.В., Макаров В.Л., Некипелов А.Д. и многие другие   [1, 2, 13] сделали вывод о том, что социально-экономическая модель экономики РФ не обеспечивает устойчивого, динамического развития, и требует коренного изменений.

В этой связи, возникает вопрос: какую социально-экономическую систему следует формировать в России? Какие итоги реформ несут конструктивную информацию для выработки стратегии преобразований? Первое,  создать рыночную экономику в РФ оказалось куда труднее, чем это декларировалось апологетами реформ: «Требуется институциональная инфраструктура, включающая не только механизм обеспечения соблюдения контрактов, но и политику в области конкуренции, законодательство о банкротстве, а также финансовые институты и регулирование. И хотя создание институциональной инфраструктуры требует времени, без нее приватизация, скорее, приводит к распродаже активов, чем к созданию богатства» [14, стр. 113].

Второе, в постреформационной экономике, по разным причинам,  не сложились такие ключевые инструменты и механизмы рынка как: крупные инновационно — ориентированные корпорации; массовое предпринимательство; эффективные собственники; конкуренция; сбалансированность числа крупных, средних, и малых предприятий; вовлеченность населения в инвестиционные процессы; мотивация к высокотехнологичному бизнесу; инновационные процессы; рациональное поведение рыночных агентов, ориентированных на развитие бизнеса, а не на его использование как объект купли продажи; создание институциональных условий и правил поведения рыночных агентов [10]. Можно предположить, что при реформировании социалистической экономики были нарушены как фундаментальные, так и элементарные принципы создания рыночной среды [7, 15]. В результате волюнтаризма при создании рыночной экономики в РФ получили: низкую эффективность используемых ресурсов, низкие темпы развития, не оправданно высокий вывоз капитала, не удовлетворительные инвестиции в развитие и инновации.

Необходимым условием начала конструктивных реформ В. Полтерович, считает увеличение российского душевого ВВП до европейского уровня при осуществлении стратегии «догоняющего развития». В ее рамках [15] предполагается стимулировать частную инициативу и расширять конкуренцию; опираться на обоснованную промышленную политику; организовать подлинное частно-государственное партнерство; повысить качество институтов, регулирующих деятельность бизнеса.

В этом контексте назрела важнейшая задача определения и осознания государством проблем национальной экономики, ее системно-структурных составляющих, и сформировать программу развития. Как считает академик С. Глазьева, структурная политика в постреформенной экономике России не применялась, что сначала привело к деградации ее технологической структуры, а затем, неизбежно вызвала структурный кризис [36].

В. Кудров, анализируя процессы «накопление –сбережение», показывает неэффективность использования ресурсов развития и тоже призывает к модернизации экономики [5].

Отдельные авторы (Ивантер В. В., Порфирьев Б. Н., Широв А. А. , Шокин И. Н) считают, что российская экономика определяется структурно-технологическим неравновесием, по причине научно необоснованного распределения производственных и финансовых активов в технологическом, отраслевом и региональном аспектах. Они считают, что нужна специальная «структурно-инвестиционная политика» устранения существующих диспропорций, которые не могут быть урегулированы на основе рыночных принципов [16]. Вышеуказанные схемы реформирования экономики РФ, можно сказать, были сформированы на основе анализа действующей практики в период с 2000 года и позже. Ряд авторов рассматривал эти же проблемы и с позиций теории. Сопоставляя факты и положения, было замечено, что «экономической теории не вполне успевает за экономической практикой, а это означает, что мировые экономические процессы, монополизация, вмешательство государств в глобальную конкуренцию, торговые барьеры, шоки, кризисы не находят удовлетворительного научного объяснения.[10]. А российская перестройка не укладывается в парадигму индустриальной эволюции, которую Д. Дози, описывает как исторический процесс, содержащий разные зависимости от предыдущего этапа развития и необратимости [17].

В рамках индустриальной эволюции осуществляется естественный отбор лучших технологий (тренд), при этом возможны отклонения технологической и институциональной эволюции от тренда, когда доминируют менее эффективные технологии или организационные формы, которые были в принципе доступны, но не нашли применения. Какие же жесткие ограничения предъявляет история действиям людей и организаций? И что способствует их выходу за пределы конкретных технологий, организационных структур, институциональных образований? Ответа на этот вопрос  по существу пока нет [10]. Однако некоторые авторы предполагают, что «спекулятивный интерес в системе «бизнес – власть» начинает доминировать над научными принципами развития экономики»[12, стр. 31]. В некоторой степени это подтверждается реальной практикой взаимодействия представителей бизнеса и власти в РФ. Так лица, получившие частную собственность на активы, не проявили в своем поведении никакой рациональности, на которую опирается как на постулат теория фирмы, которую Дози, оправданно подвергает сомнению в работе «Экономическая координация и динамика: некоторые особенности альтернативной эволюционной парадигмы // «Вопросы экономики», № 12, 2012» [17]. Одним из убедительных подтверждений этого является вывоз сотен миллиардов долларов из страны, которые по здравой логике должны были быть направлены на реинвестирование роста объема производства корпораций (см. табл.1.1), что показывает явный провал корпоративного управления, как рыночного механизма регулирования экономики, пришедшему на смену плановым методам.

Таблица 1.1 Вывоз капитала за границу

Годы Объем вывоза млр. долл Годы Объем вывоза млр. долл
2008 133,6 2014 154,1
2009 57,5 2015 56,9
2010 30,8 2016 15,4
2011 81,4 2017 31,3
2012 53,9 2018 60
2013 61 итого 766,2*
Источник  http://fincan.ru/articles/28_ottok-kapitala-iz-rossii-ctatistika-po-godam/
*Сумма, рассчитанная с 1994 года

Стиглиц, отмечая проблемы экономики РФ, в частности, объясняет это и провалами корпоративного управления, когда в сочетании с анархией новых собственников и слабой регуляторной позицией государства возникает возможность изъятия капиталов из воспроизводственного цикла путем распродажи и вывоза за границу активов [14]. Естественно, что подобные проявления « российского рынка» существенным образом сдерживают рост экономики РФ. Вместе с тем многие авторы: Ивантер В.В., Говтвань О.Дж., Гусев М.С., Ксенофонтов М.Ю., Кувалин Д.Б., Винслав, Ю. Б., Осьмаков В.О. и др., считают, что потенциал роста национальной экономики достаточно высокий даже в сложившихся постперестроечных условиях [13, 18].

Потенциал роста есть, как им воспользоваться? Как представляется, приватизация дала больше негативных факторов, чем позитивных: подлинно рыночные механизмы (предпринимательство, частная инициатива, конкуренция, владение собственностью, корпоративная организация бизнеса и многое другое) не смогли восполнить потерю системности и связности экономики, сбалансированность функционирования, планомерность, кооперацию, отраслевую пропорциональность и обоснованность цен [18, 19,].  Тем не менее, «экономика существенно недоинвестирована, не удовлетворена значительная часть потребности населения в жилье; во многих регионах низок уровень обеспечения объектами транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры; сохраняются серьезные разрывы в отраслевой и технологической ткани отечественной экономики (есть производство электроники, но нет собственной полноценной элементной базы; есть производство техники, но почти нет высокотехнологичных станков отечественного производства, и т.д.)» [13, стр. 4]. Однако базовые производственные факторы роста в российской экономике имеются при отсутсвии ресурсных ограничений. Загрузка производственных мощностей не более 70-80%, следовательно, при увеличении спроса можно быстро обеспечить увеличение объемов выпуска. Значительны резервы и в области повышения эффективности занятости и, производительности труда. Как утверждают авторы статьи «Система мер по восстановлению экономического роста в России» [13] около 1/3 персонала российских компаний заняты недостаточно квалифицированным трудом, с плохой организацией рабочих процессов. Это, конечно же, значительный резерв роста, поскольку при обеспечении этой категории работающих современными рабочими местами производство в стране может вырасти на десятки процентов.

Сложившаяся экономическая модель российской экономики (ресурсная направленность, пассивность в инновационной сфере, низкая доля обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей, низкая заработная плата, стагнация роста ВВП и т.д.) вызывают угрозы, требующие немедленного реагирования со стороны государства в форме адекватной промышленной политики, ориентированной на улучшение качества жизни населения и обеспечение национальной безопасности, обусловленной необходимым уровнем роста ВВП. Концептуальная основа промышленной политики должна включать четкое представление об отраслевой структуре промышленности в масштабах всей экономики. В частности  Тамбовцев В., в работе [20] аргументировано показывает, что  экономика устойчиво растет, если ее структура определяется значительным числом  крупных корпораций, значимой долей средних и малых компаний, гибко реагирующих на новые идеи и перспективы. Реальная безопасность государства обеспечивается теми секторами и отраслями производства, которые важны как по критерию эффективности, так и в аспекте национальной безопасности. Автор полагает, что государство имеет возможность предложить необходимые стимулы и преференции развитию конкурентных высокотехнологичных отраслей. Весьма важный императив обеспечения роста экономики заключается в создании институтов обеспечения инвестирования экономического роста. В этом контексте, как считают авторы [10] необходимо создать и внедрить в практику управления национальной модели корпоративного управления, именно в этом кроются существенные резервы инвестирования, в частности, появится возможность резко сократить вывоз капитала за границу, что позволит обеспечить значительный прирост инвестиций в экономику. «Бегство капитала из России ускорилось в 2020 году и достигло 47,8 млрд. долларов. Это в 2,2 раза больше, чем было в 2019 году, свидетельствуют данные Центробанка. Всего же с 1994 года чистый отток капитала из России вырос до 829,6 млрд долларов. Эта сумма превышает ВВП Швейцарии – 708 млрд. дол., Саудовской Аравии – 681 млрд. или Турции – 650 млрд.»[206]. В частности следует активизировать создание крупных корпораций при одновременном формировании  национальной модели корпоративного управления. Это позволит избавиться от  «инсайдерской, предпринимательской модели, характерной для переходных экономик, «когда единоличный собственник или ограниченное число собственников владеют активами и финансовыми результатами деятельности корпорации» [10, стр. 135]. Переход к современным, социально ориентированным моделям корпоративного управления позволит включать в процессы реализации стратегий развития эффективные инвестиционные механизмы и инструменты, в том числе не распределенную прибыль корпорации, которая при отсутствии адекватного корпоративного управления проста расхищается.

Одной из болезненных проблем российской экономики является не удовлетворительное состояние ее реального сектора, чрезмерно зависящего от импорта и внешних поставок, и которые, кроме прочего, влияют и на создание новых рабочих мест. Зависимость от импорта складывалась в результате ошибочной оценки перспектив глобализации и международного разделения труда, а также упрощения представлений о необходимой структуре экономики, потери кооперационных связей и потери многих производств после распада СССР.  Внешне это вполне напоминает процесс деиндустриализации. Хотя как считает Красильщиков В. Россия встала не перед выбором стратегии деиндустриализации, а оказалась между деиндустриализацией, являющейся следствием роста эффективности самого индустриального сектора, и поверхностной, искусственной, вызванной внешними факторами и порочной экономической политикой [21]. В работе «Об искусстве компромисса между целями экономической политики в свете кризиса в России в 2015–2016 годах» [23] А. Баранов, осуществил развернутый анализ динамики роста российской экономики. Здесь мы остановимся только на самых общих итогах этой работы. Так «По первой оценке Росстата, в 2016 г. ВВП России сократился относительно 2015 г. на 0,2%. В целом за 2015–2016 гг. ВВП России уменьшился на 3%. Существенно упали реальные доходы населения – примерно на 9% за два года, в том числе на 5,9% – в 2016 г. Продолжился существенный спад в инвестиционном комплексе. По предварительной оценке, инвестиции в основной капитал в 2016 г. по сравнению с 2015 г. сократились на 0,9%, а за 2015–2016 гг. – на 10,9%.» [23, стр., 49]. Данные Росстата показывают, что с 2015 по 2020 г. экономика находится в состоянии стагнации, что является убедительной аргументаций оценки ее состояния, приведенной выше, в настоящем разделе.

Ряд специалистов считают, что приоритетное значение для восстановления и активизации промышленности РФ (индустриального сектора экономики) имеет инвестиционное машиностроение [24, 25]. При этом они предлагают внутри него, в обязательном порядке, организовать систему машиностроительных предприятий, инвестиционного характера. В текущий период к таким предприятиям следует отнести производство кузнечно-прессовых машин, станкостроение, электротехническое производство, подъемно-транспортное, энергетическое, электронное и приборостроительное. Необходимость такой стратегии обусловлена императивом последовательного воспроизводства активной доли основновных производственных фондов и всего комплекса предприятий машиностроительной отрасли. Так должно быть для нормальной национальной экономики, имеющей рациональную структуру и поступательное развитие. Однако, как утверждают Корнев А.К., Максимцова С.И., Трещина С.В., на практике происходит потеря ключевых для экономики страны производств, т.е. деиндустриализация. «Деиндустриализация экономики РФ сопровождается ростом добычи и экспорта сырьевых ресурсов, прежде всего нефтегазовых, а доходы от их экспорта используются для закупок по импорту продукции обрабатывающей промышленности, прежде всего конечной. В итоге сложилась экспортно-сырьевая модель отечественной экономики, в рамках которой происходит оптимизация производственных затрат» [24, стр. 50]. Естественно, что для процесса оптимизации важным фактором является критерий оптимизации, и конечно, это не народнохозяйственный критерий, а критерий, обеспечивающий интересы сырьевых компаний. При этом доходы от экспорта нефти и газа не в полной мере восполняют затраты на приобретение продукции обрабатывающих отраслей и в первую очередь современных станков и технологических линий инновационного характера. Дефицит импортного высокотехнологичного оборудования сдерживает своевременное обновление технологий отечественных предприятий, снижает их конкурентоспособность, загрузку мощностей или вообще приводит их к ликвидации.

Весьма красноречиво демонстрируются противоположные процессы увеличения числа предприятий с одновременным снижением численности работающих во время массовой приватизации. Быстрый рост количества предприятий объясняется насильственным разукрупнением производственных объединений, с одной стороны, и цеховой приватизацией с другой. Когда, практически, каждый цех завода становился отдельным, самостоятельным предприятием. «Число промышленных предприятий увеличилось за пять лет с 61 тыс. до 156 тыс., т. е. в 2,5 раза. В дальнейшем их число изменялось в диапазоне от 161 до 145 тыс. при среднем значении в 1996-2004 гг. примерно 155 тыс. предприятий. При этом численность промышленно-производственного персонала поступательно снижалась в течение всего постсоветского периода с 20 млн. чел. в 1992 г. (328 чел. в среднем на одно предприятие) до 12 млн. чел. в 2004 г. (77 чел.)» [24, стр. 75]. Примерно с такой же законмерностью менялась численность рабочих (см. табл. 2.1). Примечательно, что количество предприятий увеличилось более чем в 2 раза,  общая численность персонала, включая рабочих, снизилась на 25%. Новых собственников мало заботило производство и развитие этих предприятий. Доставшиеся почти даром, эти активы стали предметом купли продажи, о чем мы говорили выше.

Таблица 1.2.  Количество промышленных предприятий и численность их промышленно-производственного персонала в 1992-2004 гг. [24, стр. 75]

Год . Количество предприятий, тыс. Численность промышленно-производственногоперсонала, тыс. чел
всего В том числе рабочих
1992 61,1 20020 16344
1993 104 18864 15640
1994 138 17440 14201
1995 137 16006 13000
1996 156 14934 11870
1997 159 14009 11014
1998 159 13173 10395
1999 158 13077 10245
2000 161 13294 10440
2001 155 13282 10344
2002 151 12886 9947
2003 145 12384 9485
2004 155 11977 9093

Весьма важную информацию об особенностях развития российской экономики дает анализ «Рейтинга 400 российских компаний по объему продаж и прибыли» [27]. Из четырехсот ведущих российских компаний, почти 55% (220 — 230 зарегистрировано в Москве), примерно, 10 в Санкт-Петербурге, Татарстане  — 5, Свердловской области -6, Нижнем Новгороде, Кемерове, Тюмени, в среднем, по 4. Во многих исторически промышленных городах, со времен СССР, осталось 1 – 2 относительно крупных предприятия, если опираться на рейтинг 400 [27]. При этом многие крупнейшие компании в СССР, территориально находящиеся и зарегистрированные по месту географического пребывания, например, в Кемеровской области (Металлургические комбинаты), Красноярском крае (СУЭК, АЛРОСА) оказались в юрисдикции Москвы. Длящаяся около 20 лет приватизация (с 1992 года) меняла не только собственников, но и прописку предприятий, что естественно подрывало экономику регионов. Весьма интересна и отраслевая принадлежность предприятий, вошедших в рейтинг. Так, первые в 10-ти лучших компаний попали корпорации нефтяной и нефтегазовой промышленности, за исключением Сбербанка (4 место) и РЖД (5 место), группа ВТБ (банковская деятельность) и группа Магнит (торговля).  При этом первые три компании по рейтингу превосходят по объему продаж вошедших в десятку в 6-7 раз. При этом высокотехнологичная компания «Объединенная авиастроительная корпорация», входящая в рейтинг на 28 – ом месте, имеет объем продаж 411578 млн. руб., по сравнению с НК «Роснефть»  8 238000 млн. руб., т.е. уступает в 20 раз.

В свою очередь, в новом рейтинге 2000 крупнейших компаний мира по результатам оценки Forbes закрепились всего 23 российских компании [28].

«В первой сотне рейтинга оказались всего три российские компании. «Газпром» занял 32 место c рыночной стоимостью в $60,8 млрд. «Роснефть» заняла 53 строчку с капитализацией $48,1 млрд. «Лукойл» оказался на 99 позиции ($41,2 млрд). В первую десятку российских публичных компаний также вошли «Сургутнефтегаз» (251 место), «Новатэк» (№316), Сбербанк (№402), «Транснефть» (№405), «Норникель» (№424), банк ВТБ (№452) и «Татнефть» (№539)» [28, стр. 1].

Рейтинг составили компании из 64 стран, оценивание производилось по четырем показателям: рыночная стоимость, доходы, активы и продажи.

Вместо заключения. Многие авторы аргументировано доказывают необходимость опоры в экономике на крупные корпорации. Вот только один пример: компания «Новатэк» (316 место в рейтинге топ 2000), в компании работают почти 14 000 человек, это достаточно важный критерий полезности для государства. Очевидно, что за рабочими местами, стоят налоговые и социальные платежи, занятость на территории ее дислокации и прочная опора для социальных проектов. Крупные корпорации обычно относятся к типу инновационно-ориентированных, поскольку их доходы позволяют инвестировать значительные суммы на инновационные разработки. Именно крупные корпорации способны осуществлять все этапы инновационных работ от фундаментальных исследований до массового производства и переносить центр конкуренции в сферу компетенций.

Однако, что Россия делает для появления крупных компаний? Не смотря на конструктивную критику ученых, экспертов, представителей бизнеса правительство РФ проводит сверхконсервативную экономическую политику, что резко отличается от политики успешных рыночных стран (Китай, США) [1, 2, 4, 5, 16, 23, 24], в которых, для стимулирования экономического роста, снижают НДС,  уменьшают налог на доходы физических лиц, снижают налог на корпорации, а также уменьшают учетную ставку и осуществляют большое предложением денег на открытом рынке. Естественно это существенно увеличивает рост экономики, за счет притока инвестиций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Аганбегян А. В преддверии структурных реформ и социально-экономического роста: куда идти?* (размышления над книгой «Новое интегральное общество»)// ЭКО. -№ 1. -2017. –стр. 72-93.
  2. Аганбегян А. О неотложных мерах по возобновлению социально-экономического роста // Проблемы прогнозирования. -№ 1. -2019. –стр. 3-15.
  3. Винслав Ю.Б. Эволюция постсоветской экономической системы. // РЭЖ. 2020 № 1 С. 3 -53
  4. Глазьев С.Ю., Ивантер В.В., Макаров В.Л., Некипелов А.Д., Татаркин А.И., Гринберг Р.С., Фетисов Г.Г., Цветков В.А., Батчиков С.А., Ершов М.В., Митяев Д.А., Петров Ю.А. О стратегии развития экономики России // Экономическая наука современной России. — 2011. — № 1. — С. 3–22.
  5. Глазьев С.Ю., Чистилин Д. К. Куда пойдет Россия? (Анализ предложенных программ социально-экономического развития страны) // Российский журнал. — 2017. — № 6. — С. 3–20.
  6. Клейнер Г. Б. От «экономики физических лиц» к системной экономике // Вопросы Экономики.-2017. № 8. — С. 56-74
  7. Кудров В.М. Экономика России: сущность и видимость // Мировая экономика и международные отношения, №2, 2009. С. 39-48.
  8. Бажутин И.А. Бажутина М.М. Постиндустриальная модель развития России// Управленческие науки, — 2017. № 2. – с. 15-23.
  9. Кондратьев В.Б. Корпоративный сектор и государство в стратегии глобальной конкурентоспособности // Мировая экономика и международные отношения, 2009, № 3, стр. 24-31.
  10. Межов С.И., Межов И.С. Национальные проекты: нужна новая модель корпоративного управления. Менеджмент и бизнес-администрирование. 2019. № 2. С. 128-144.
  11. Клейнер Г. Б. От «экономики физических лиц» к системной экономике // Вопросы Экономики.-2017. № 8. — С. 56-74
  12. Бессонова О. Э. Институциональная дилемма современной России // Экономическая наука современной России. – 2018. -4 (82) — С.:23-36.
  13. Ивантер В.В., Говтвань О.Дж., Гусев М.С., Ксенофонтов М.Ю., Кувалин Д.Б., Моисеев А.К., Порфирьев Б.Н., Семикашев В.В., Узяков М.Н., Широв А.А.Система мер по восстановлению экономического роста в России // Проблемы прогнозирования. -№ 1. -2018. –стр. 3- 9.
  14. Cтиглиц Дж. Quis custodiet ipsos custodes? Неудачи корпоративного управления при переходе к рынку. // Экономическая наука современной России. № 4, -2001.- стр. 108-139.
  15. Полтерович В.М. О стратегии догоняющего развития для России // Экономическая наука современной Росси. – №3(38). –  2007. – С. 17-23.
  16. Ивантер В. В., Порфирьев Б. Н., Широв А. А. , Шокин И. Н. Основы структурно — инвестиционной политики в современных российских условиях // Вестник Финансового университета. -№ 1, — 2017. – стр.6-16.
  17. Дози Дж. Экономическая координация и динамика: некоторые особенности альтернативной эволюционной парадигмы // «Вопросы экономики», № 12, -2012. Стр. 31-60
  18. Винслав Ю.Б. Промышленно-инновационная политика в системе государственного управления экономикой: новейшие модернизационные проблемы и подходы к их решению // Российский экономический журнал. — 2018. — № 3. — С. 3–27.
  19. Паппэ Я. Ш. Российский крупный бизнес как экономический  феномен: специфические черты, модели его организации// Проблемы прогнозирования. – 2002. – № 2. – С. 83-92.
  20. Тамбовцев В.Л. Нуждается ли промышленная политика в теоретических оправданиях ?// Вопросы экономики.-№5.-2017.-С21-37.
  21. Красильщиков В. Деиндустриализация, реиндустриализация и развитие // Мировая экономика и международные отношения, № 8, 2016. С. 34-43.
  22. Кулешов В.В., Кулешов Вс.В. Идеологические мифы современной экономической теории и реальность. // Проблемы прогнозирования. 2017 № 1. С. 17- 21
  23. Баранов О.А. Об искусстве компромисса между целями экономической политики в свете кризиса в России в 2015–2016 годах. // ЭКО. 2017. № 6. С. 50 – 63.
  24. Корнев А. К., Максимцова С. И.,Трещина С.В., Вертикально интегрированные межотраслевые корпорации как форма перехода от деиндустриализации к реиндустриализации отечественной рыночной экономики // Проблемы прогнозирования. 2017. № 5. С. 50-58.
  25. Корнев А.К., Максимцева С.И., Трещина С.В. Рост цен на продукцию добывающей промышленности в постсоветский период и деиндустриализация экономики. // Проблемы прогнозирования. 2016. № 5. С. 70- 85
  26. https://kapital-rus.ru/articles/article/iz_rossii_vyveli_bolee_800_mlrd_dollarov_za_chetvert_veka/ (дата обращения 27.02 2021);
  27. https://expert.ru/dossier/rating/expert-400/ (дата обращения 27.02 2021);
  28. //www.forbes.ru/newsroom/biznes/400423-forbes-nazval-2000-krupneyshih-publichnyh-kompaniy-iz-nih-23-rossiyskie/ (дата обращения 27.02 2021);

REFERENCES

 Aganbegyan A. On the eve of structural reforms and socio-economic growth: where to go? * (Reflections on the book «New Integral Society») // ECO. -No. 1. -2017. –P. 72-93.

2. Aganbegyan A. On urgent measures to resume social and economic growth // Problems of forecasting. -No. 1. -2019. –P. 3-15.

3. Vinslav Y.B. Evolution of the post-Soviet economic system. // RER. 2020 No. 1 P. 3-53

4. Glazyev S.Yu., Ivanter V.V., Makarov V.L., Nekipelov A.D., Tatarkin A.I., Grinberg R.S., Fetisov G.G., Tsvetkov V.A., Batchikov S.A., Ershov M.V., Mityaev D.A., Petrov Yu.A. On the strategy of development of the Russian economy // Economic science of modern Russia. — 2011. — No. 1. — P. 3–22.

5. Glazyev S.Yu., Chistilin DK Where will Russia go? (Analysis of the proposed programs for the socio-economic development of the country) // Russian journal. — 2017. — No. 6. — P. 3–20.

6. Kleiner GB From «the economy of individuals» to the systemic economy // Problems of Economics. -2017. No. 8. — P. 56-74

7. Kudrov V.M. Economy of Russia: essence and visibility // World economy and international relations, No. 2, 2009. P. 39-48.

8. Bazhutin I.A. Bazhutina M.M. Postindustrial model of development of Russia // Management sciences, — 2017. No. 2. — p. 15-23.

9. Kondratyev VB The corporate sector and the state in the strategy of global competitiveness // World Economy and International Relations, 2009, no. 3, pp. 24-31.

10. Mezhov S.I., Mezhov I.S. National projects: a new corporate governance model is needed. Management and business administration. 2019.No. 2.P. 128-144.

11. Kleiner GB From «the economy of individuals» to the systemic economy // Problems of Economics. -2017. No. 8. — P. 56-74

12. Bessonova OE Institutional dilemma of modern Russia // Economic science of modern Russia. — 2018.-4 (82) — S.: 23-36.

13. Ivanter V.V., Govtvan O.Dzh., Gusev M.S., Ksenofontov M.Yu., Kuvalin D.B., Moiseev A.K., Porfirev B.N., Semikashev V.V., Uzyakov M.N., Shirov A.A. A system of measures to restore economic growth in Russia // Problems of forecasting. -No. 1. -2018. –P. 3-9.

14. Stieglitz J. Quis custodiet ipsos custodes? Failures of corporate governance in the transition to the market. // Economic science of modern Russia. No. 4, -2001.- p. 108-139.

15. Polterovich V.M. On the strategy of catch-up development for Russia // Economic science of modern Russia. — No. 3 (38). — 2007 .— S. 17-23.

16. Ivanter V. V., Porfiriev B. N., Shirov A. A., Shokin I. N. Fundamentals of structural — investment policy in modern Russian conditions // Bulletin of the Financial University. — No. 1, — 2017. — p. 6-16.

17. Dosie J. Economic coordination and dynamics: some features of the alternative evolutionary paradigm // «Problems of Economics», no. 12, -2012. P. 31-60

18. Vinslav Yu.B. Industrial and innovation policy in the system of public administration of the economy: the latest modernization problems and approaches to their solution // Russian Economic Journal. — 2018. — No. 3. — P. 3–27.

19. Pape Ya. Sh. Russian big business as an economic phenomenon: specific features, models of its organization // Problems of forecasting. — 2002. — No. 2. — S. 83-92.

20. Tambovtsev V.L. Does industrial policy need theoretical justifications? // Economic Issues. -No. 5.-2017.-С21-37.

21. Krasilshchikov V. Deindustrialization, reindustrialization and development // World Economy and International Relations, No. 8, 2016. P. 34-43.

22. Kuleshov V.V., Kuleshov V.V. Ideological myths of modern economic theory and reality. // Problems of forecasting. 2017 No. 1. P. 17-21

23. Baranov O.A. On the art of compromise between the goals of economic policy in the light of the crisis in Russia in 2015-2016. // ECO. 2017. No. 6. P. 50 — 63.

24. Kornev AK, Maksimtsova SI, Treshchina SV, Vertically integrated intersectoral corporations as a form of transition from deindustrialization to reindustrialization of the domestic market economy // Problems of forecasting. 2017. No. 5. S. 50-58.

25. Kornev A.K., Maksimtseva S.I., Treshchina S.V. The rise in prices for products of the extractive industry in the post-Soviet period and the de-industrialization of the economy. // Problems of forecasting. 2016. No. 5. P. 70-85

26.https: //kapital-rus.ru/articles/article/iz_rossii_vyveli_bolee_800_mlrd_dollarov_za_chetvert_veka/ (date of access 27.02.2021);

27.https: //expert.ru/dossier/rating/expert-400/ (date of access 27.02.2021);

28. //www.forbes.ru/newsroom/biznes/400423-forbes-nazval-2000-krupneyshih-publichnyh-kompaniy-iz-nih-23-rossiyskie/ (date of access 27.02.2021);

А.В. Ященко

Сведения об авторе: Ященко Александр Васильевич, кандидат экономических наук, генеральный директор, Барнаульская Горэлектросеть, тел. 8 918 240 02 01, 8(385-2) 61- 63- 35 Алтайский край, 656015, Г. Барнаул, Деповская, 19.

E-mail: alex@bges.ru,

Запись опубликована в рубрике Научные труды. Добавьте в закладки постоянную ссылку.