Государственное регулирование деятельности естественных монополий и его эффективность в условиях реформирования энергетики России

Экономические науки/15.Государственное регулирование экономики

Ященко А.В.

ОАО «Независимая энерго-сбытовая компания»,
г. Краснодар, Российская Федерация

 

В ходе создания электроэнергетической отрасли России (тогда еще Советского Союза) не стояло задачи построения технологической структуры, призванной обслуживать конкурентные отношения между производителями электроэнергии. в стране создавалась отрасль, построенная на принципах достижения общей народнохозяйственной эффективности. Отрасль была создана на деньги каждого работающего гражданина страны, поскольку все электростанции и ЛЭП строились за счет средств государственного бюджета.

Созданные в результате реформ 1992 года два уровня управления электроэнергетикой (федеральный и субъектов Российской Федерации) часто входят в противоречия во взглядах и на управление и на распределение эффекта от создания ЕЭС России, в результате чего реформы в электроэнергетике не проводятся эффективно, а тарифы на электроэнергию и тепло сохраняются высокими.

За счет того, что цены на продукцию потребляемую ТЭКом были свободными и непрерывно повышались, а цены на энергоресурсы были явно занижены, образовалась разница между ценами энергоресурсов и ценами других отраслей. С начала 1992 года регулирование цен осуществлялось через повышающий коэффициент. На электро -  и теплоэнергию были установлены фиксированные цены.

Общие экономические трудности в стране не позволяют самой электроэнергетике  получить достаточно средств на поддержание, модернизацию и развитие своих производственных мощностей, поскольку тарифы на электроэнергию и тепло формируются не только по экономическим соображениям, но и под сильным воздействием социально-политических условий в стране и ситуаций в отдельных территориях.

На сегодняшний день производители электрической и тепловой энергии, с одной стороны, как почти полные монополисты в своей отрасли, пытаются взаимодействовать с регулирующими органами, определяя свою тарифную политику согласно постановлений и положений государственных органов федерального и регионального уровней.  С другой стороны, они находятся на самостоятельном балансе и руководствуются  принципами хозрасчета и самоокупаемости. Такая ситуация во многом определяет деятельность естественных монополий не только в энергетике, но и в иных отраслях (железнодорожный транспорт, газ, водоснабжение).

Государственное регулирование экономических отношений между производителями и  потребителями электрической энергии осуществляется путем выпуска целого ряда нормативно-методических документов федерального  и регионального уровней, что и определило содержание действующей тарифной политики.

К органам государственного регулирования тарифов относят Федеральную службу по тарифам (ФСТ) и региональные энергетические комиссии (РЭК). ФСТ устанавливает тарифы на электрическую энергию (мощность) (ФОРЭМ) на федеральном оптовом рынке электрической энергии (мощности); разрабатывает  предложения по совершенствованию действующих и принятию новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Кроме того, ФСТ разрабатывает и утверждает единую систему классификации и учета затрат энергоснабжающих организаций, а также системы отчетности, представляемой в энергетические комиссии.

Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ определил экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в стране.

В соответствии с этим законом правительство Российской Федерации устанавливает принципы ценообразования на электрическую и тепловую энергию по всей территории страны.

Указанный Федеральный закон определил следующие три уровня государственного регулирования тарифов:

  • оптовый рынок электроэнергии, отнесенный к полномочиям ФСТ России,
  • потребительский рынок на территории субъектов российской Федерации, отнесенный к полномочиям РЭК соответствующего субъекта российской Федерации,
  • муниципальный уровень, отнесенный к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со статьями 5 и 15 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» было принято Постановление правительства Российской Федерации «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» от 2 апреля 2002 года № 226.

Данное Постановление утверждает основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ. В данном документе  определены  такие понятия как:

  • регулирующие органы,
  • регулируемая деятельность,
  • тарифы,
  • ценообразование,
  • срок действия тарифов,
  • расчетный период регулирования, и прочее

Согласно данного Постановления Федеральная служба по тарифам осуществляет регулирование следующих тарифов:

  • тарифы на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке,
  • плату за услуги по передаче электрической энергии по единой национальной и региональным энергетическим сетям;
  • услуги по передаче тепловой энергии и прочее,
  • плату за услуги, оказываемые на оптовом рынке,
  • тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую организациями, поставляющими электроэнергию на оптовый рынок,
  • цену продажи производителями электрической энергии, не поставляемой на оптовый рынок,
  • абонентную плату,

Региональные энергетические комиссии осуществляет регулирование следующих тарифов:

- тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям.

Основным методом расчета регулируемых тарифов является метод экономически обоснованных расходов. В данном случае тарифы рассчитываются путем деления величины необходимой валовой выручки на планируемый объем производства продукции, определяемый на основании сводного баланса производства и поставок электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ.

Таким образом, обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что главной задачей регулируемых тарифов является:

С точки зрения государства – обеспечить сбалансированное развитие экономики страны в целом, путем перераспределения денежных потоков.

С точки зрения субъекта регулирования – обеспечить включение в тариф как можно более полного перечня затрат, связанного с производством, передачей и реализацией электрической и тепловой энергии.

С точки зрения потребителя – минимизировать издержки при приобретении электрической и тепловой энергии.

Существующая система тарифного регулирования, однако, приводит к тому, что регулирующий орган зачастую выступает не только и не столько с точки зрения государства, сколько с точки зрения потребителей электрической и тепловой энергии, поскольку органы региональной власти являются одновременно и крупнейшими дебиторами региональных энергокомпаний.

Считается, что тарифная политика, проводимая в рамках государственного регулирования, служит инструментом сдерживания инфляционных процессов в стране. Сдерживание роста тарифов на продукцию и услуги электроэнергетики стало одним из существенных факторов стабилизации и  возобновления общеэкономического роста. За период 1991-2000 гг. цены на промышленную продукцию возросли в 37 тысяч раз, а на продукцию электроэнергетики – в 20 тысяч раз [1].

Однако, стоит отметить, что в период с 1997 по 1999 годы проводилась жесткая тарифная политика, направленная на экономию эксплуатационных расходов в отраслях естественных монополий, позволившая в течение этого периода не только не повышать тарифы на энергию, но даже снизить средний уровень тарифов. Тем не менее, за этот период оптовые цены производителей промышленной продукции значительно возросли, а бюджетные дотации – практически были сведены к нулю.

После финансового кризиса в августе 1998 года повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном уровне не проводилось до ноября 1999 года, в то время как цены в промышленности выросли в 2 раза, а на потребительском рынке – в 2,4 раза [2]. С ноября 1999 года регулируемые цены стали повышаться. При этом по отдельным видам продукции темпы цен были выше, чем инфляция в промышленности. В энергетике, ориентированной в основном на внутренний рынок, вследствие роста затрат, опережающего рост цен на ее продукцию, и снижение рентабельности производства произошло в 1999-2000 годах увеличение доли убыточных предприятий.

Существующая система регулирования тарифов на услуги естественных монополий, наряду с технологической структурой отрасли, доставшейся в наследство от предыдущей экономической системой, привели к тому, что за время экономических реформ развитие отрасли практически полностью прекратилось. Так, в региональных энергокомпаниях в десятки раз снизились объемы вводимых в строй объектов в физическом выражении, прекратилось строительство новых генерирующих мощностей.

Ситуация усугубляется продолжающимся старением ОФП электроэнергетики. Уже в конце 199-х г.г. прошлого века износ ОПФ составлял более 60%.

Поставленная Президентом РФ задача по удвоению ВВП ставит нас перед неизбежностью роста энергопотребления, что, в сложившейся ситуации, приведет к нехватке в обозримом будущем генерирующих мощностей и дефициту электроэнергии.

Исходя из изложенного выше, можно сделать следующие выводы:

1. В настоящее время в России полным ходом идет реформа электроэнергетики – отрасли, традиционно относящейся к естественным монополиям. При этом разрушается старая структура отрасли, в соответствии с которой каждый регион России обслуживался своей собственной вертикально интегрированной компанией, имеющей в своем составе генерирующие источники, участок магистральной электрической сети для связи с другими энергосистемами, а также широко разветвленную и расположенную на всей территории региона сеть низкого напряжения, обслуживавшую бытовых потребителей. В соответствии с новой концепцией, структура электроэнергетической отрасли будет состоять из объединенных с несколькими близлежащими регионами межрегиональных распределительных сетевых компаний, занимающихся эксплуатацией сети низкого напряжения, также объединенных по территориальному принципу генерирующих компаний, включающих в себя ТЭЦ местного значения; сбытовая функция будет выведена отдельно и присутствовать в виде отдельной сбытовой компании, контролируемой РАО ЕЭС России.

2. После разделения по видам деятельности и межтерриториальной интеграции будут смещены акценты развития энергетики территорий – теперь, когда в регионе работает филиал межрегиональной сетевой компании, решения о направлениях и объемах инвестиций, необходимых для экономически устойчивого развития, принимают в главном офисе компании, и не факт, что эти решения будут соответствовать видению перспектив экономического развития самого региона, в лице региональной администрации.

3. Существует необходимость определения таких механизмов развития для межтерриториальных энергокомпаний, которые бы обеспечивали социально-экономическое развитие региона в целом. При этом необходимо учитывать, что передающие (сетевые) компании остались в естественномонопольном секторе, следовательно, подлежат государственному регулированию, а генерирующие компании являются конкурентным видом деятельности, следовательно, функционируют и развиваются по законам рынка.

Литература:

  1. Ю. В. Сахарнов. Роль государственных органов регулирования в тарифной политике, создающей условия стимулирующих энергосбережение. Конференция – выставка «Москва –  энергоэффективный город». Москва, 25 — 27 октября 1999 г.
  2. О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию естественных монополий в 2002 году. Информационный центр Правительства  РФ, 1999.
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Научные труды. Добавьте в закладки постоянную ссылку.