Управление развитием энергосистемы региона в условиях реформирования энергетики России (на примере Краснодарского края)

А.В. Ященко
аспирант кафедры управления социально-экономическими процессами
Алтайской академии экономики и права, г. Барнаул,
директор по развитию и корпоративному управлению ОАО «Независимая
энергосбытовая компания», г. Краснодар

В настоящее время в значительной степени завершен этап первоначальной трансформации  плановой экономики в экономику рыночную. В России фактически сформирована система отношений на основе частной собственности, для которой в течение прошедших десяти лет подготовлено законодательное, нормативное, информационное и финансовое обеспечение. Ставится задача достижения  устойчивого роста экономики.

Одной из основных инфраструктурных отраслей экономики является энергетика, определяемая многими отечественными учеными-экономистами в качестве «локомотива экономики». Энергетика в период затяжного экономического кризиса способствовала сглаживанию негативных экономических и социальных последствий за счет государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

В тоже время, в результате подобного административного регулирования отрасль оказалась в тяжелой ситуации. Острая  нехватка инвестиционных ресурсов привела к старению и выбытию основных производственных фондов,  а наметившийся в последние годы рост объемов потребления энергии обозначил проблему дефицита генерирующих энергетических мощностей.

Реформирование электроэнергетики в стране началось не сегодня, старт ему был дан в 1992 г. с учреждением РАО «ЕЭС России» в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года №923 и от 5 ноября 1992 года №1334. Фактически произошел процесс приватизации и акционирования отрасли.

Владение электрическими сетями ЕЭС России, полными или значимыми частями пакетов акций АО-энерго, АО-электростанций и АО «Центральное диспетчерское управление» позволяет РАО «ЕЭС России» контролировать почти 3/4 общей мощности электростанций, около 83% производства и почти 90% распределения электроэнергии в России.

На основе электрических сетей напряжением 220 кВ и выше, принадлежащих РАО «ЕЭС России», создан федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ). Участниками ФОРЭМ являются АО-энерго, АО-электростанции, все АЭС, а также небольшое число крупных потребителей. Государственное регулирование тарифов на электроэнергию и мощности на ФОРЭМ осуществляется Федеральной энергетической комиссией (ФЭК) РФ. На региональных рынках регулирование тарифов проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов федерации.

Таким образом, в электроэнергетике образовалась новая система имущественных прав и рыночных отношений, что существенно трансформировало условия развития и финансово-экономическую деятельность электроэнергетики.

Второй этап реформирования (либерализация рынка) начался 28 апреля 1997 года, когда вышел в свет Указ Президента РФ № 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий». Необходимо отметить, что самые принципиальные решения по выполнению этого Указа приняты не были.

Заново реформирование стартовало в 2000 г., когда Правительство РФ в лице своих представителей в органах управления поручило РАО ЕЭС России разработать проект Концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России». При этом целью первоочередной целью реформирования объявлялось повышение эффективности предприятий электроэнергетики и максимально возможное содействие привлечению инвестиций. Итогом работы явилась не только сама Концепция, но и принятое Правительством РФ 11 июля 2001 г. Постановление № 526 «О реформировании электроэнергетики российской федерации».

С 2003 г., с принятием пакета федеральных законов начался непосредственно процесс реформирования. В пакет вошли следующие законы: «Об электроэнергетике»; «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»; «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»; «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях»; «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации».

С этого момента реформирование вступило в активную стадию, и за период с 2003 по 2005 г. были достигнуты следующие результаты:

Таблица 1

Реформирование электроэнергетики России в 2003 -2005 г.г.

table1

Реформирование электроэнергетики России в 2003 -2005 г.г.

Таким образом, как видно из таблицы, к настоящему времени структура отрасли практически полностью изменена: региональные вертикально интегрированные компании исчезли, разделившись по видам деятельности, вместо них теперь действуют сетевая компания, генерирующая компания, энергосбытовая компания. Функции диспетчерского управления отданы филиалу ОАО «Системный оператор». Разделение вертикально-интегрированных компаний в России не означает «измельчения» структуры отрасли. Вслед за разделением РАО «ЕЭС России» и региональных АО-энерго на специализированные компании, предусматривается горизонтальная интеграция последних.

Пример Краснодарского края может служить в качестве ориентира для других регионов на пути построения эффективных организационных, экономических и финансовых механизмов управления развитием энергетических систем.

Основные технико-экономические характеристики энергосистемы региона приведены в таблице 2.

Таблица 2

table2

Основные технико-экономические характеристики энергосистемы региона приведены в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, независимые производители занимают значительную долю в структуре производства электроэнергии в регионе (23% от общей установленной мощности генерирующих источников).

Помимо независимых производителей электроэнергии, в крае до недавнего времени существовали предприятия — оптовые перепродавцы электроэнергии, представляющие собой электросетевые комплексы низкого напряжения (0,4-10 кВ), обслуживающие коммунальное хозяйство и население крупных и средних городов и поселков. На сегодняшний день в крае насчитывается 29 таких предприятий, обслуживающих более 500 тысяч бытовых абонентов, что составляет более 25% от общего числа бытовых потребителей Краснодарского края [1].

Таким образом, исходя из наличия относительно большого количества независимых производителей и перепродавцов электрической энергии, управление реформированием энергетики в крае имеет свои особенности.

В настоящее время реализация проекта реформирования ОАО «Кубаньэнерго» находится на этапе согласования с акционерами, органами власти. Рассматриваются следующие направления реформирования, которые не должны вызвать резкого скачка тарифов:

1. Выделение сбытовой функции у ОАО «Кубаньэнерго» и предприятий оптовых перепродавцов, что соответствует основным направлениям реформирования энергетики, утвержденным постановлением Правительства РФ.

2. Реформирование управления сетевым имуществом ОАО «Кубаньэнерго» и предприятий оптовых перепродавцов, имеющее следующие варианты развития событий

Вариант 1. В организационном и имущественном отношении все остается как есть в настоящее время. Тарифы покупки электроэнергии для предприятий оптовых перепродавцов утверждаются по уровням напряжений в соответствии с новой методикой ценообразования на розничном рынке электроэнергии.

Вариант 2. Объединение активов предприятий – оптовых перепродавцов в едином краевом сетевом предприятии с выделением сбытовой функции, без объединения с сетевыми активами ОАО «Кубаньэнерго».

Вариант 3. Создание единой региональной сетевой компании на базе активов предприятий – оптовых перепродавцов и ОАО «Кубаньэнерго».

По нашему мнению, вариант 3 может быть естественным продолжением и следующим этапом развития событий по варианту 2. Исходя из того, что основным направлением реформирования электроэнергетики Российской Федерации является демонополизация и развитие конкуренции в сфере сбыта электрической энергии,  можно сделать вывод о том, что в процессе разделения региональных АО_энерго по видам деятельности должны создаваться энергосбытовые компании, основной функцией которых будет являться продажа электрической энергии, приобретаемой на оптовом рынке электроэнергии, конечным потребителям. Правовой статус энергосбытовых компаний определен в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35_ФЗ «Об электроэнергетике».

Необходимо отметить, что, начиная с 2003 г. в Краснодарском крае осуществлено объединение муниципальных предприятий электрических сетей, на их базе создана и успешно работает ОАО «Независимая энергосбытовая компания» (НЭСК), которая закупает электроэнергию у ОАО «Кубаньэнерго» а также у независимых производителей электроэнергии, и оказывает комплекс услуг по ее доставке и сбыту потребителям. Сегодня доля рынка ОАО «НЭСК» на электроэнергетическом рынке Краснодарского края составляет 35%. , и ее можно рассматривать как реального конкурента создаваемой сетевой компании ОАО «Кубаньэнерго» на рынке электроэнергии низкого напряжения, а также в качестве потенциального гарантирующего поставщика. Сегодня ОАО «НЭСК» представляет собой компанию коммунальной энергетики, осуществляющую эксплуатацию распределительных сетей низкого напряжения, а также сбыт электроэнергии (Рис.1).

table3

Рисунок 1. Существующая схема взаимоотношений в энергосистеме Краснодарского края.

По нашему мнению, создание подобной компании на территории края обусловлено следующими основными предпосылками:

1. Необходимость достижения инвестиционной привлекательности через прозрачность деятельности.

2. Необходимость осуществления развития сетей коммунальной энергетики на территории региона. В соответствии с Федеральным законом № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[5] вопросы энергоснабжения отнесены к непосредственной компетенции поселений, муниципалитетов и городских округов.

Таким образом, очевидно, что в целях поддержания и обеспечения дальнейшего развития электрических сетей в пределах городских образований и поселков необходим механизм, позволяющий аккумулировать инвестиционные ресурсы и использовать их в соответствии с планами развития территорий. В качестве такого механизма может быть использована компания подобного типа.

3. Необходимость обеспечения высокой надежности и недопущения срывов в энергоснабжении потребителей. Очевидно, что крупная компания имеет большее количество ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в электрических сетях, нежели мелкие компании.

Исходя из вышеизложенного, дальнейшее развитие регионального рынка электроэнергии представляется нам в виде схемы, приведенной на рисунке 2.

Функционирование объединенной коммунальной энергокомпании позволит осуществлять качественное энергоснабжение потребителей и развитие энергосистемы региона. При этом сбытовая функция может быть выделена в соответствии с требованиями законодательства.

table4

Рисунок 2. Перспективная схема взаимоотношений на рынке электрической энергии Краснодарского края

Список использованной литературы:

  1. Бережной В.А., Султанов Г.А. Рыночное реформирование экономического механизма электроэнергетики регионального уровня. Краснодар, 2005 г. — 122 с.
  2. Информационный бюллетень «О ходе реформирования электроэнергетики РФ в 2003 г.» // http://www.rao-ees.ru
  3. Информационный бюллетень о ходе реформирования электроэнергетики РФ в 2004 г. // http://www.rao-ees.ru
  4. Информационный бюллетень о ходе реформирования электроэнергетики РФ в 2005 г. // http://www.rao-ees.ru
  5. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Российская газета», N 202, 08.10.2003.
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Научные труды. Добавьте в закладки постоянную ссылку.