3.1. Совершенствование механизма функционирования региональной энергетики на примере Краснодарского края

Анализ теоретических основ реформирования электроэнергетики РФ, проведенный в главе 1 настоящего исследования, и анализ реальной ситуации, сложившейся в регионах, позволяет сделать вывод о необходимости интеграции коммунальной энергетики в рамках единой компании, с целью обеспечения возможностей ее устойчивого развития, а также содействия экономическому развитию региона в целом.

В Краснодарском крае и республике Адыгея уже предприняты определенные шаги по созданию такой компании, с непосредственным участием автора. Хотя компания находится сегодня в стадии становления, уже сегодня можно спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации и сделать определенные выводы.

Существующая ситуация на рынке коммунального энергоснабжения на территории Краснодарского края и республики Адыгея была рассмотрена в главе 2. Там же были рассмотрены два возможных варианта построения системы обеспечения экономически устойчивого развития региона на базе развития энергетики. Их сравнение позволило сделать вывод о том, что предпочтительным по ряду параметров является создание единой коммунальной энергокомпании. На рисунке 3.1 приведена схема формирования такой энергокомпании на базе существующей – ОАО «НЭСК».

Рис. 3.1. Схема формирования объединенной коммунальной энергокомпании Краснодарского края

Рис. 3.1. Схема формирования объединенной коммунальной энергокомпании Краснодарского края

 

Как видно из рисунка, предлагается создание коммунальной энергокомпании на базе существующего предприятия – ОАО «НЭСК», основным видом деятельности которого на сегодняшний день является распределение и сбыт электрической энергии потребителям. При этом основными особенностями создания такой компании являются:

1. Участие представителей государства в компании. Доля государства на сегодняшний день в ОАО «НЭСК» составляет 25%+1 акция, т.е. блокирующий пакет. Предполагается сохранение блокирующего пакета и далее, после конвертации акций и объединения компаний.

2. Приобретение пакетов акций коммунальных энергокомпаний за счет дополнительной эмиссии собственных акций. Такое решение возможно только в случае его одобрения акционерами поглощаемых компаний. В качестве альтернативы может быть использовано привлечение заемного капитала, например, инвестиционного банковского кредита.

3. Получение согласия муниципалитетов на передачу в собственность муниципального имущества в обмен на участие во вновь создаваемой компании. В настоящее время практически все имущество, эксплуатируемое ОАО «НЭСК», большая часть котельных, эксплуатируемых ОАО «Краснодартеплоэнерго», а также 10% распределительных газовых сетей, эксплуатируемых ОАО «Краснодаргоргаз», находятся в муниципальной собственности. Передача этого имущества в обмен на акции вновь создаваемой компании позволит включить в тарифы инвестиционную составляющую и начать обновление основных фондов.

В целях осуществления проекта по созданию объединенной коммунальной энергетической компании региона необходимо осуществить комплекс мероприятий, представляющий собой механизм перехода от отдельного электро-тепло-газоснабжения потребителей к предоставлению комплексных услуг.

Структура данного механизма предполагает наличие нескольких взаимосвязанных блоков:

1. Организационный блок. Оптимизация структуры объединенной компании, сокращение трансакционных издержек, улучшение взаимодействия со структурами, регулирующими тарифообразование, с муниципалитетами.

2. Финансовый блок. Расчет показателей финансово-хозяйственной деятельности создаваемой энергокомпании, прогноз финансовых последствий для региона.

3. Технологический блок. В первую очередь, предполагает создание нормативно-правовой базы для технологического регулирования деятельности вновь создаваемой компании.

Еще одним направлением совершенствования технологического блока является комплекс следующих мероприятий:

  • включение в структуру предприятия инновационных подразделений;
  • укрепление связей предприятия с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и проектными организациями, в том числе связей договорного типа, и связей интеграционного типа;
  • привлечение инвестиционных ресурсов для осуществления инновационных мероприятий;

4. Инвестиционный блок. Разработка инвестиционной программы вновь создаваемой энергокомпании, ее увязка с программой развития региона.

В рамках инвестиционного блока необходимо выделить основные направления инвестиционной деятельности предприятия. К ним относятся:

  • инвестиции на поддержание простого воспроизводства (в основном из амортизационных фондов с привлечением дополнительных средств в случае инфляции и обесценения накоплений);
  • вложения в капитальное строительство;
  • инвестиции на прирост оборотных средств;
  • финансирование инновационных разработок и НИОКР.

Также необходимо создать механизм, связывающий стратегию развития предприятия со стратегией развития региона в целом.

5. Маркетинговый блок. Прогнозирование объема спроса на услуги и продукцию компании.

6. Стратегический блок. Определение миссии и целей компании, разработка стратегических приоритетов, формирование долгосрочной стратегии.

7. Логистический блок. Оптимизация поставок топливно-энергетических ресурсов для нужд единой энергокомпании; оптимизация энергоснабжения потребителей путем перехода на предоставление пакета комплексных услуг по поставке тепла, электроэнергии и газа.

Таким образом, структура единой коммунальной энергокомпании, сформированная на основании вышеприведенных методических принципов, будет выглядеть так, как это представлено на рис. 3.2.

Как видно из рисунка, производственные подразделения входят в состав новой компании на правах филиалов, основной отличительной особенностью ее является наличие корпоративного центра, который и призван осуществить механизм перехода к единому тепло-газо-снабжению потребителей, и выполняет следующие функции:

  • управление капиталом (изменение его структуры, принятие решений по крупным сделкам, дивидендная политика и др);
  • подготовка сводной отчетности предприятия (налоговой, для акционеров, для инвесторов, для органов власти;
  • проведение единой тарифной политики в органах власти региона;
  • утверждение планов перспективного развития, бизнес-планов, годовых балансов энергии и мощности, контрольных показателей деятельности подразделений и общества в целом;
  • оперативный контроль деятельности подразделений;
  • распределение инвестиций между подразделениями при утверждении бизнес-планов;
  • консолидация интересов коммунальной энергетики и разрешение конфликтов (с организациями «большой» энергетики, органами власти).
Рис.3.2. Организационная структура объединенной коммунальной энергокомпании Краснодарского края и республики Адыгея

Рис.3.2. Организационная структура объединенной коммунальной энергокомпании Краснодарского края и республики Адыгея

 

Взаимодействие компании с краевыми властями должно происходить по схеме, приведенной на рис. 3.3. Как видно из рисунка, администрация региона одновременно с утверждением тарифов согласовывает и инвестиционную программу предприятия, что предполагает учет в структуре тарифа всех источников инвестиций и затрат на их возмещение.

Рис.3.3. Взаимодействие между региональными властями и объединенной коммунальной энергокомпанией

Рис.3.3. Взаимодействие между региональными властями и объединенной коммунальной энергокомпанией

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Диссертация. Добавьте в закладки постоянную ссылку.