Тарифы как один из механизмов обеспечения экономически устойчивого развития естественных монополий

В.А. Писарев
А.В. Ященко

 

Естественные монополии являются составной частью любого развитого государства. От их деятельности зависят все сферы жизнедеятельности общества: политическая, экономическая, социальная. Значение таких организаций в экономике трудно переоценить. Они играют решающую роль в наполнении бюджета, а значит, влияют на жизнь страны в целом.

Основная причина существования естественной монополии состоит в том, что производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами.

Естественные монополии обычно существуют в таких сферах народного хозяйства, которые социально значимы для общества, либо предполагают усиленный контроль со стороны государственных и независимых общественных органов за деятельностью хозяйствующего субъекта. К таким субъектам относят предприятия топливно-энергетического комплекса, осуществляющие транспортные перевозки и прочее.

К естественным монополиям в России можно отнести РАО «ЕЭС России», «Газпром», «Роснефть», «Аэрофлот», «МПС» и прочие. Крупнейшие монополии сейчас акционированы, часть акций находится в руках государства, представители государства введены в правление этих компаний. Все это делается для того, чтобы избежать монополистического влияния на жизнь страны, на ее экономическое положение.

В ходе создания электроэнергетической отрасли России (тогда еще Советского Союза) не стояло задачи построения технологической структуры, призванной обслуживать конкурентные отношения между производителями электроэнергии. в стране создавалась отрасль, построенная на принципах достижения общей народнохозяйственной эффективности. Отрасль была создана на деньги каждого работающего гражданина страны, поскольку все электростанции и ЛЭП строились за счет средств государственного бюджета.

Созданные в результате реформ 1992 года два уровня управления электроэнергетикой (федеральный и субъектов Российской Федерации) часто входят в противоречия во взглядах и на управление и на распределение эффекта от создания ЕЭС России, в результате чего реформы в электроэнергетике не проводятся эффективно, а тарифы на электроэнергию и тепло сохраняются высокими.

За счет того, что цены на продукцию потребляемую ТЭКом были свободными и непрерывно повышались, а цены на энергоресурсы были явно занижены, образовалась разница между ценами энергоресурсов и ценами других отраслей. С начала 1992 года регулирование цен осуществлялось через повышающий коэффициент. На электро -  и теплоэнергию были установлены фиксированные цены.

Общие экономические трудности в стране не позволяют самой электроэнергетике  получить достаточно средств на поддержание, модернизацию и развитие своих производственных мощностей, поскольку тарифы на электроэнергию и тепло формируются не только по экономическим соображениям, но и под сильным воздействием социально-политических условий в стране и ситуаций в отдельных территориях.

На сегодняшний день производители электрической и тепловой энергии, с одной стороны, как почти полные монополисты в своей отрасли, пытаются взаимодействовать с регулирующими органами, определяя свою тарифную политику согласно постановлений и положений государственных органов федерального и регионального уровней.  С другой стороны, они находятся на самостоятельном балансе и руководствуются  принципами хозрасчета и самоокупаемости. Такая ситуация во многом определяет деятельность естественных монополий не только в энергетике, но и в иных отраслях (железнодорожный транспорт, газ, водоснабжение).

Государственное регулирование экономических отношений между производителями и  потребителями электрической энергии осуществляется путем выпуска целого ряда нормативно-методических документов федерального  и регионального уровней, что и определило содержание действующей тарифной политики.

К органам государственного регулирования тарифов относят Федеральную службу по тарифам (ФСТ) и региональные энергетические комиссии (РЭК). ФСТ устанавливает тарифы на электрическую энергию (мощность) (ФОРЭМ) на федеральном оптовом рынке электрической энергии (мощности); разрабатывает  предложения по совершенствованию действующих и принятию новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Кроме того, ФСТ разрабатывает и утверждает единую систему классификации и учета затрат энергоснабжающих организаций, а также системы отчетности, представляемой в энергетические комиссии.

Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ определил экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в стране.

В соответствии с этим законом правительство Российской Федерации устанавливает принципы ценообразования на электрическую и тепловую энергию по всей территории страны.

Указанный Федеральный закон определил следующие три уровня государственного регулирования тарифов:

  • оптовый рынок электроэнергии, отнесенный к полномочиям ФСТ России,
  • потребительский рынок на территории субъектов российской Федерации, отнесенный к полномочиям РЭК соответствующего субъекта российской Федерации,
  • муниципальный уровень, отнесенный к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со статьями 5 и 15 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» было принято Постановление правительства Российской Федерации «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» от 2 апреля 2002 года № 226.

Данное Постановление утверждает основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ. В данном документе  определены  такие понятия как:

  • регулирующие органы,
  • регулируемая деятельность,
  • тарифы,
  • ценообразование,
  • срок действия тарифов,
  • расчетный период регулирования, и прочее

Согласно данного Постановления Федеральная служба по тарифам осуществляет регулирование следующих тарифов:

  • тарифы на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке,
  • плату за услуги по передаче электрической энергии по единой национальной и региональным энергетическим сетям;
  • услуги по передаче тепловой энергии и прочее,
  • плату за услуги, оказываемые на оптовом рынке,
  • тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую организациями, поставляющими электроэнергию на оптовый рынок,
  • цену продажи производителями электрической энергии, не поставляемой на оптовый рынок,
  • абонентную плату,

Региональные энергетические комиссии осуществляет регулирование следующих тарифов:

- тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям.

Основным методом расчета регулируемых тарифов является метод экономически обоснованных расходов. В данном случае тарифы рассчитываются путем деления величины необходимой валовой выручки на планируемый объем производства продукции, определяемый на основании сводного баланса производства и поставок электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ.

Таким образом, обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что главной задачей регулируемых тарифов является:

С точки зрения государства – обеспечить сбалансированное развитие экономики страны в целом, путем перераспределения денежных потоков.

С точки зрения субъекта регулирования – обеспечить включение в тариф как можно более полного перечня затрат, связанного с производством, передачей и реализацией электрической и тепловой энергии.

С точки зрения потребителя – минимизировать издержки при приобретении электрической и тепловой энергии.

Существующая система тарифного регулирования, однако, приводит к тому, что регулирующий орган зачастую выступает не только и не столько с точки зрения государства, сколько с точки зрения потребителей электрической и тепловой энергии, поскольку органы региональной власти являются одновременно и крупнейшими дебиторами региональных энергокомпаний.

Считается, что тарифная политика, проводимая в рамках государственного регулирования, служит инструментом сдерживания инфляционных процессов в стране. Сдерживание роста тарифов на продукцию и услуги электроэнергетики стало одним из существенных факторов стабилизации и  возобновления общеэкономического роста. За период 1991-2000 гг. цены на промышленную продукцию возросли в 37 тысяч раз, а на продукцию электроэнергетики – в 20 тысяч раз.

Однако, стоит отметить, что в период с 1997 по 1999 годы проводилась жесткая тарифная политика, направленная на экономию эксплуатационных расходов в отраслях естественных монополий, позволившая в течение этого периода не только не повышать тарифы на энергию, но даже снизить средний уровень тарифов. Тем не менее, за этот период оптовые цены производителей промышленной продукции значительно возросли, а бюджетные дотации – практически были сведены к нулю.

После финансового кризиса в августе 1998 года повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном уровне не проводилось до ноября 1999 года, в то время как цены в промышленности выросли в 2 раза, а на потребительском рынке – в 2,4 раза

. С ноября 1999 года регулируемые цены стали повышаться. При этом по отдельным видам продукции темпы цен были выше, чем инфляция в промышленности. В энергетике, ориентированной в основном на внутренний рынок, вследствие роста затрат, опережающего рост цен на ее продукцию, и снижение рентабельности производства произошло в 1999-2000 годах увеличение доли убыточных предприятий.

Существующая система регулирования тарифов на услуги естественных монополий, наряду с технологической структурой отрасли, доставшейся в наследство от предыдущей экономической системой, привели к тому, что за время экономических реформ развитие отрасли практически полностью прекратилось. Так, в региональных энергокомпаниях в десятки раз снизились объемы вводимых в строй объектов в физическом выражении, прекратилось строительство новых генерирующих мощностей.

Ситуация усугубляется продолжающимся старением ОФП электроэнергетики. Уже в конце 199-х г.г. прошлого века износ ОПФ составлял более 60%.

Поставленная Президентом РФ задача по удвоению ВВП ставит нас перед неизбежностью роста энергопотребления, что, в сложившейся ситуации, приведет к нехватке в обозримом будущем генерирующих мощностей и дефициту электроэнергии.

Уже в конце 2005 – начале 2006 г. мы столкнулись с дефицитом мощностей в г. Москве и Московской области, обслуживаемых компанией Мосэнерго. В тяжелых погодных условиях энергокомпания не смогла обеспечить возросшего объема энергопотребления, что привело к введению ограничений потребления электроэнергии.

Реформирование электроэнергетики, начавшееся в 2000 г., призвано решить проблему старения и выбытия генерирующих мощностей, путем привлечения инвестиций во вновь созданные, привлекательные для инвестора, финансово прозрачные компании. Однако до сегодняшнего дня сохраняется практика утверждения и  применения регулируемых тарифов, изложенная выше.

В этих условиях на первый план в практике применения регулируемых тарифов, по нашему мнению, должна выходить необходимость сбалансированного развития электроэнергетической отрасли, с учетом будущего изменения ее структуры, создания межрегиональных высокоэффективных компаний. Необходимо определить приоритеты развития для компаний, создаваемых по экстерриториальному признаку (ТГК и ОГК), поскольку у их новых владельцев может быть свой взгляд на дальнейшую судьбу производственных комплексов, расположенных в тех или иных регионах. Необходимо создание механизма развития для региональных энергосистем, в том виде, в котором они будут существовать – сети, генерация и сбыт электроэнергии, взаимодействующие между собой как подразделения более крупных компаний, имеющих разных владельцев. И основную роль в этом механизме будет играть установление тарифов, стимулирующих развитие энергетики на той или иной территории, в соответствии с энергетической стратегией РФ.

Список литературы.

  1. Федеральный Закон РФ от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ».
  2. Постановление правительства российской Федерации «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» от 2 апреля 2002 года № 226.
  3. Сахарнов Ю. В. Роль государственных органов регулирования в тарифной политике, создающей условия стимулирующих энергосбережение. Конференция – выставка «Москва – энергоэффективный город». Москва, 25 — 27 октября 1999 г.
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Научные труды. Добавьте в закладки постоянную ссылку.