Управление реформированием энергетики РФ на федеральном и региональном уровнях (на примере Краснодарского края)

А.В. Ященко
(г. Краснодар ОАО «Независимая энегро-сбытовая компания»)

Реформирование электроэнергетики – цели, задачи, историческая необходимость

Начавшийся в 1992 г. переход России к рыночной экономике сопровождался реформированием электроэнергетики, созданием акционированных и частично приватизированных электроэнергетических компаний. РАО «ЕЭС России» учреждено в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года №923 и от 5 ноября 1992 года №1334. Создание РАО «ЕЭС России» позволило при делении единой энергосистемы Советского Союза на национальные компоненты сохранить в России принципы и методы ее работы, обеспечить в период перехода от централизованного планирования к рыночным отношениям надежное энергоснабжение потребителей. Было учреждено РАО «ЕЭС России» как компания-холдинг с контрольным пакетом акций у государства, образованы АО-энерго на базе региональных электроэнергетических систем и АО-электростанции.

На основе электрических сетей напряжением 220 кВ и выше, принадлежащих РАО «ЕЭС России», создан федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), который разделен на 7 тарифных зон (Центр, Северо-Запад, Поволжье, Юг, Урал, Сибирь, Дальний Восток) в соответствии со структурой диспетчерского управления. Участниками ФОРЭМ являются АО-энерго, АО-электростанции, все АЭС, а также небольшое число крупных потребителей.

Таким образом, в электроэнергетике образовалась новая система имущественных прав и рыночных отношений, что существенно трансформировало условия развития и финансово-экономическую деятельность электроэнергетики. Однако преобразования, проведенные в электроэнергетической отрасли в 1992 – 1997 гг., не смогли полностью решить задачу, содержавшуюся в президентских указах, о построении финансово эффективной компании.

Второй этап реформирования (либерализация рынка) начался 28 апреля 1997 года, когда вышел в свет Указ Президента РФ № 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий». Необходимо отметить, что самые принципиальные решения по выполнению этого Указа приняты не были.

Заново реформирование стартовало в 2000 г. При этом целью первоочередной целью реформирования объявлялось повышение эффективности предприятий электроэнергетики и максимально возможное содействие привлечению инвестиций. Итогом работы явилась Концепция и принятое Правительством РФ 11 июля 2001 г. Постановление № 526 «О реформировании электроэнергетики российской федерации».

Хронология активной фазы реформирования электроэнергетики РФ

Хронология активной фазы реформирования электроэнергетики РФ представлена в таблице 1.

Таблица 1.

table42

Реформирование электроэнергетики России в 2003 -2005 гг.

Таким образом, как видно из таблицы, к настоящему времени структура отрасли практически полностью изменена: региональные вертикально интегрированные компании исчезли, разделившись по видам деятельности, вместо них теперь действуют сетевая компания, генерирующая компания, энергосбытовая компания. Функции диспетчерского управления отданы филиалу ОАО «Системный оператор».

Однако, работая в рамках одного региона, эти формально независимые компании вынуждены координировать свою деятельность между собой, а также с территориальными органами власти, регулирующими тарифы на электрическую энергию. Кроме того, разделение вертикально-интегрированных компаний в России не означает «измельчения» структуры отрасли. Речь идет о слиянии новых компаний регионального уровня в более крупные межрегиональные, часть из которых, в свою очередь, будет объединена под контролем еще более крупных структур общероссийского масштаба. К последним относятся:

  • Межрегиональные магистральные сетевые компании (ММСК) и контролирующая их ФСК;
  • Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК);
  • Оптовые генерирующие компании (ОГК).

Важным условием подобного «разукрупнения» является соблюдение законодательного требования о разделении видов деятельности. Это отличает горизонтальную интеграцию от вертикальной.

Для того, чтобы понять механизм взаимодействия вновь созданных горизонтально интегрированных компаний, рассмотрим процесс реформирования «изнутри», с точки зрения региона.

Реформа электроэнергетики в отдельно взятом регионе – Краснодарском крае

Краснодарский край – один из самых богатых и густонаселенных регионов России, на его территории расположены крупнейшие источники минеральных вод, курорты федерального значения. Основу экономики края составляет сельское хозяйство, имеются нефтяные источники.

Основные технико-экономические характеристики энергосистемы региона приведены в таблице 2.

Таблица 2.

table43

Технико-экономические характеристики энергосистемы Краснодарского края

Как видно из таблицы 2, независимые производители занимают значительную долю в структуре производства электроэнергии в регионе (23% от общей установленной мощности генерирующих источников). Ввиду технологических особенностей условий параллельной работы единой энергосистемы, все независимые производители региона отпускают электроэнергию в сеть ОАО «НЭСК».

Помимо независимых производителей электроэнергии, в крае существуют т.н. предприятия — оптовые перепродавцы, представляющие собой электросетевые комплексы низкого напряжения (0,4-10 кВ), обслуживающие коммунальное хозяйство и население крупных и средних городов и поселков. На сегодняшний день в крае насчитывается 29 таких предприятий, обслуживающих более 500 тысяч бытовых абонентов, что составляет более 25% от общего числа бытовых потребителей Краснодарского края.

Таким образом, исходя из наличия относительно большого количества независимых производителей и перепродавцов электрической энергии, управление реформированием энергетики в крае имеет свои особенности.

В настоящее время реализация проекта реформирования ОАО «НЭСК» находится на этапе согласования с акционерами, органами власти. Рассматриваются следующие направления реформирования, которые не должны вызвать резкого скачка тарифов:

1. Выделение сбытовой функции у ОАО «НЭСК» и предприятий оптовых перепродавцов, что соответствует основным направлениям реформирования энергетики, утвержденным постановлением Правительства РФ.

2. Реформирование управления сетевым имуществом ОАО «НЭСК» и предприятий оптовых перепродавцов, имеющее следующие варианты развития событий

Вариант 1. В организационном и имущественном отношении все остается как есть в настоящее время. Тарифы покупки электроэнергии для предприятий оптовых перепродавцов утверждаются по уровням напряжений в соответствии с новой методикой ценообразования на розничном рынке электроэнергии.

Вариант 2. Объединение активов предприятий – оптовых перепродавцов в едином краевом сетевом предприятии с выделением сбытовой функции, без объединения с сетевыми активами ОАО «НЭСК».

Вариант 3. Создание единой региональной сетевой компании на базе активов предприятий – оптовых перепродавцов и ОАО «НЭСК».

Анализ влияния вышеперечисленных вариантов развития событий на экономику и организацию энергоснабжения в Краснодарском крае позволяет сделать вывод о том, что наиболее предпочтительным является третий вариант, обеспечивающий следующие преимущества:

  1. Единый сетевой тариф для всех потребителей региона.
  2. Сбалансированное распределение доходов между филиалами единой сетевой распределительной компании для оптимального развития сетевого хозяйства края.
  3. Экономически эффективное распределение инвестиционных ресурсов с учетом интересов развития территорий.
  4. Снижение транзакционных издержек.
  5. Возможность участия региональных властей в управлении единой сетевой компании с получением существенного блокирующего или контрольного пакета акций.
  6. Отсутствие предпосылок для разрыва единой энергосистемы региона.

Рассматривая проблему реформирования и постепенного дерегулирования регионального рынка электрической энергии и мощности, необходимо учитывать высокую социальную значимость электрической энергии как товара и уникальность ее товарных свойств.

С одной стороны, электроэнергия – это рыночный товар. Однако, с другой стороны, для населения электроэнергия – это возможность получения социальных благ.

В этой связи, важнейшим условием реформирования должно стать присвоение статуса гарантирующего поставщика региональной сетевой компании.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Научные труды. Добавьте в закладки постоянную ссылку.