Формализация механизма ценообразования на электроэнергию для «прочих потребителей» розничного рынка

Александр Васильевич Ященко, АО Барнаульская Горэлектросеть, Россия, Барнаул, кандидат экономических наук, генеральный директор, SPIN-код, 2985-2160; Author ID, 1103867, E-mail: alex@bges.ru

FORMALIZATION OF THE ELECTRICITY PRICING MECHA-NISM FOR «OTHER CONSUMERS» OF THE RETAIL MARKET

Aleksandr Vasil'yevich Yashchenko, AO Barnaul'skaya gorelektroset', Russia, Barnaul. PhD in Economics, General Director, SPIN, 2985-2160; Author ID, 1103867, E-mail: alex@bges.ru

В предлагаемой статье рассматривается сложная и достаточно уникальная проблема ценообразования на оптовом и розничном рынках электроэнергии и мощности. Анализ электроэнергетической отрасли и ее взаимодействие с экономикой, по мнению большинства исследователей, после трансформационных преобразований, показал некий конгломерат рынка, плановой экономики и экономики «либерального раздатка». Реформаторы действовали под лозунгом ухода от монополизма, который, якобы мешал ее развитию. Ложность этого посыла подтверждается всей постреформационной практикой: в отрасли за счет частных инвестиций ничего существенного не построено, цены и тарифы на электроэнергию и мощность постоянно растут, энергокомпании, преимущественно, зарегистрированы как акционерные общества закрытого типа, что само по себе противоречит идеи их инвестиционной привлекательности.  Потребителя от генерирующей компании (фактического поставщика) отделяет большое количество частных инфраструктурных компаний, которые лишают контрагентов функций определения условий и цены сделки, что противоречит всем канонам рыночной экономики. При этом все пространство поставки электроэнергии делится на так называемые ценовые категории. Формально потребитель сам выбирает ценовую категорию, однако этот выбор обусловлен многочисленными правилами, ограничениями и условиями. Для более четкого и прозрачного понимания механизма ценообразования нами осуществлена попытка сформировать модель, с формализованным алгоритмом действий при составлении договора купли-продажи. Ключевые слова. Оптовый рынок, розничный рынок, ценовая категория, одноставочный тариф, двуставочный тариф, средневзвешенная нерегулируемая цена, предельная цена This article deals with a complex and rather unique problem of pricing in the wholesale and retail electricity and capacity markets. The analysis of the electric power industry and its interaction with the economy, according to the majority of researchers, after transformational transformations, showed a certain conglomerate of the market, a planned economy and a liberal distribution economy. The reformers acted under the slogan of avoiding monopoly, which allegedly hindered its development. The falsity of this message is confirmed by the entire post-reform practice: nothing significant has been built in the industry due to private investments, prices and tariffs for electricity and capacity are constantly growing, energy companies are mainly registered as closed joint-stock companies, which in itself contradicts the idea of their investment attractiveness. The consumer is separated from the generating company (the actual supplier) by a large number of private infrastructure companies, which deprive counterparties of the functions of determining the terms and price of the transaction, which contradicts all the canons of a market economy. In this case, the entire space for the supply of electricity is divided into the so-called price categories. Formally, the consumer chooses the price category himself, but this choice is due to numerous rules, restrictions and conditions. For a clearer and more transparent understanding of the pricing mechanism, we made an attempt to form a model with a formalized algorithm of actions when drawing up a sales contract.  Keywords. Wholesale market, retail market, price category, one-part tariff, two-part tariff, weighted average unregulated price, marginal price

Введение.

Либеральный раздаток, как справедливо считает О.Э. Бессонова, это антипод рыночной экономики, базирующийся на механизме «сдач-раздач», а не на механизме «купли-продажи» [1, 2]. Итоги реформирования плановой экономики СССР она называет «квазирынком»: «Внешне присутствуют все атрибуты рыночного хозяйства: частная собственность, отношение купли-продажи, свободное ценообразование. Однако сохраняется латентное раздаточное содержание: частные компании и фирмы, в массе своей не вырабатывают рыночно-ориентированные стратегии, а ведут борьбу за государственный ресурс….» [2. с. 34]. Анализируя трансформационные процессы России, многие исследователи отмечают их не рыночный характер [3, 4]. Принципы организации и управление заимствуются из рыночной экономики, но затем адаптируется под институциональную среду, сложившуюся в государстве. Это целиком и полностью относится и к реформам в электроэнергетике. Разрушение естественной, эволюционно сложившейся организации взаимодействия электроэнергии и экономики, к которой мы относим весь хозяйственный комплекс: предприятия, организации, домохозяйства, физические лица под лозунгом рыночного реформирования не дало ожидаемого результата. Попытка искусственно создать рыночных агентов электроэнергетики, разорвав технологически связанные производственные подсистемы и заставить их конкурировать, фактически, провалилась [5, 6, 7]. Причины такого провала подробно описаны в работах [8, 9]. Первое, это невозможность создать автономных агентов с конечным набором однотипных товаров или услуг. Например, выделим генерацию, определим некоторое множество генерирующих компаний, но тогда каждая генерирующая компания должна иметь свои сети для доставки товара потребителю. Если учитывать десятки генерирующих компаний и сотни тысяч потребителей, то даже в региональном разрезе сетями будет опутано все географическое пространство, количество режимов, правил, особенностей потребления и прочих условий будет бесконечно много, такой рынок будет просто неуправляемым. Тогда реформаторы стали действовать методом реагирования и исправления ошибок. Создаются оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ), розничный рынок, со своими правилами, хитроумные механизмы ценообразования и различные регулирующие структуры. У реформаторы стремились создать некий рынок электроэнергетики, на первый взгляд основанный на корпоративных принципах (собственники активов, дивиденды), но организационно-экономически и технологически близкий к той модели, от которой была сделана попытка уйти. Второе, двойственность отрасли электроэнергетика при взаимодействии с экономикой. По нашему мнению [10], электроэнергетика является и самостоятельным видом экономической деятельности и инфраструктурной отраслью, что отличается от позиции ряда авторов, например, [11], которые относят ее исключительно к инфраструктурной отрасли. Третье, электроэнергетика, по ее роли и значению в национальной экономике и способу организации относится к естественной монополии. Ее деятельность, исходя из системных принципов, должна быть основана на определенной целостности структурной организации и учете особенностей технологии. Оценивая аргументацию реформирования РАО ЕЭС можно сделать вывод, что эта аргументация явилась спекулятивным прикрытием желания ряда физических лиц присвоить активы электроэнергетических компаний и получить доступ к эффективным, финансовым потокам. Такое спекулятивное прикрытие явилось следствием проявления институциональных факторов [12, 13, 14, 15] трансформационных преобразований. Методы и Материалы. Одним из достаточно негативных итогов реформ электроэнергетики стал предложенный реформаторами весьма сложный механизм ценообразования, характеризующийся многими правилами, процедурами, условиями и ограничениями. Анализ объекта исследования показал, что не существует четких процедур и формализованных методов определения цены на электроэнергию в звеньях поставок на розничных рынках. Поэтому в данной статье была поставлена задача формализации механизма ценообразования, представив его системой математических соотношений и процедур, дающих четкий ответ как определять цену поставки электроэнергии для соответствующего договора между Гарантирующим поставщиком и потребителем. На розничном рынке электроэнергии, в соответствии с Постановлением от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», действует шесть ценовых категорий. В целом, эти ценовые категории разделяются на [16]:

  • интегральные, применяются к объемам потребления электрической энергии за определенный период времени — сутки, месяц и т.д. Такие цены рассчитываются только по одной ставке.
  • интервальные, применяются к почасовым объемам электрической энергии, когда каждому часу назначается индивидуальная цена, здесь при расчете применяются две и более ставки.

Первую и вторую ценовые категории относят к интегральным (ЦК1) и (ЦК2), а  третью, четвертую, пятую и шестую — к интервальным (ЦК3, ЦК4, ЦК5, ЦК6). По действующим правилам оптимальную категорию из этих шести, на один год могут выбрать так называемые «прочие потребители» ( не население, или приравненные к ним лица), т.е. фактически, юридические лица. Все те же правила делят потребителей на две основные группы:

  • работающих с максимальным напряжением более 670 кВт;
  • работающих с напряжением не превышающим 670 кВт.

С 01 июля 2013 г., потребителям, чья максимальная мощность превышает 670 кВт, запрещается использовать интегральные ценовые категории: расчет цен на поставку для них осуществляется в рамках интервальных ценовых  категорий с 3-ей по 6-ю. Потребители, работающие с мощностью не выше шестьсот семидесяти (670) кВт, при заключении договора поставки могу выбирать любую из шести ценовых категорий. Согласно существующим правилам [16], интервальные ценовые категории делятся по видам и процедурам определения цен:

  • без планирования почасового потребления (ЦК3 и ЦК4);
  • требующих планирование почасового потребления (ЦК5 и ЦК6);
  • рассчитываемых по одноставочному тарифу (ЦК3 и ЦК5);
  • рассчитываемых по двухставочному тарифу (ЦК4 и ЦК6).

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)» [17] регламентирует процедуры определения тарифа на электроэнергию для каждой из шести ценовых категорий на основании следующих правил. Процедура определения тарифа на поставку электроэнергии для первой ценовой категории (1 ЦК) Тариф для первой ценовой категории определяется по формуле:

ЦПН1 = ЦСН1 + ЦСЕТИПСН    (1)

где ЦПН1 – предельный уровень нерегулируемых цен на электроэнергию для первой ценовой категории, руб./МВтч. Рассчитываемый тариф из (1) является основой договора купли-продажи электроэнергии для потребителей; ЦСН1 – средневзвешенная нерегулируемая цена на электроэнергию, покупаемую на ОРЭМ, руб./МВт·ч. Алгоритм определения данной величины приведен ниже. ЦСЕТ – дифференцированный по уровням напряжения одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, руб./МВт·ч. Одноставочный тариф разделен по величине напряжения на четыре ступени: высокое напряжение (ВН) – 110 кВ и выше, среднее первое напряжение (СНI) – 35 кВ, среднее второе напряжение (СНII), от 1 до 20 кВ и низкое напряжение (НН) – ниже 1 кВ. Например, для Алтайского края данные тарифы, на период 01.01.2021 – 31.12.2021 содержаться в таблице №1, приложения к Решению № 556 от 29.12.2020 «О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27.12.2019 № 589» [17]; ЦИП – инфраструктурные платежи: оплата услуг АО «Центр финансовых расчётов», АО «Администратор торговой системы», АО «Системный оператор Единой энергетической системы»), руб./МВт·ч. Тарифы на инфраструктурные услуги размещены на официальном сайте коммерческого оператора оптового рынка АО «Администратор торговой системы» в разделе «Участникам розничного рынка и ФСК» в подразделе «Стоимость услуг инфраструктурных организаций оптового рынка электроэнергии (по субъектам РФ)». При этом для определения цены инфраструктурных платежей за текущий месяц необходимо выбрать файл с соответствующей информацией за прошлый месяц [18]. В данном файле представлены необходимые стоимости платежей с разбивкой по контрагентам для оплаты. Для получения тарифа на инфраструктурные платежи необходимо разделить общую стоимость по выплатам всем контрагентам на величину фактического объема покупки электроэнергии на оптовом рынке. Фактический объем покупки электроэнергии на оптовом рынке ГП публикует на своем официальном сайте. Например, для АО «Барнаульская горэлектросеть», такая информация представлена в разделе «Розничный рынок» – «Расчет нерегулируемой цены» – В размещаемом файле вкладка  «Объем ээ» [19]; ЦСН– сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электроэнергии, руб./МВт·ч. Сбытовые надбавки на период 01.01.2021 – 31.12.2021 для гарантирующих поставщиков Алтайского края опубликованы в приложении к Решению № 551 от 29.12.2020 «Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов» [17]. Напомним, что данная ценовая категория предназначена только для потребителей с максимальной мощностью до 670 кВт. В качестве примера приведем механизм формирование нерегулируемой цены на электроэнергию для потребителей первой ценовой категории АО «Барнаульская горэлектросеть» за июль 2021 г. (таблица 1) [19]. Средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию ЦСН1 , является основой определения предельного значения нерегулируемых цен для 1ЦК, рассчитывается следующим образом:

Цсн1 =  Цсн1 + λЦснм     (2)

ЦСН1 – средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определенная коммерческим оператором для соответствующего гарантирующего поставщика по результатам конкурентных отборов на сутки вперед и для балансирования системы, руб./МВт·ч. Информация о значении данной величины публикуется на официальном сайте  АО «Администратор торговой системы» в разделе «Участникам оптового рынка и ФСК» – «Фактические данные для расчета предельных уровней нерегулируемых цен в ценовых зонах» – «Составляющие предельных уровней нерегулируемых цен» – Далее выбирается участник розничного рынка электроэнергии и скачивается файл для выбранной компании [20]; ЦСНМ – средневзвешенная нерегулируемая цена на мощность на оптовом рынке, определенная коммерческим оператором оптового рынка для соответствующего гарантирующего поставщика, руб./МВт. Информация о значении данной величины определяется аналогично с ЦСН1 на основании исходных данных, представленных в [20]; λ – коэффициент оплаты мощности потребителями, осуществляющими расчеты по первой ценовой категории, 1/час. Данная величина определяется следующим образом:

λ =Nm/Ve    (3)

Где, интегральный показатель потребления мощности:

Nm = Nmфо + Nmрг + Nmцк2,6Nmнас ,

Nmфо – фактическая величина пикового потребления мощности с оптового рынка, МВт; Nmрг  – фактическая величина пикового потребления мощности с розничного рынка, МВт; Nmцк2,6 – объем потребления мощности потребителями по 2- 6 ЦК, МВт; Nmнас  – объем потребления мощности населением, МВт.

Интегральный показатель потребления электроэнергии:

Ve = Veфо + Veрг + Veцк2,6Veнас ,

Veфо – фактический объем электрической энергии, приобретенный на ОРЭМ, МВт∙ч; Veрг  – фактический объем электрической энергии, приобретенный на розничном рынке, МВт∙ч; Veцк2,6 – итоговый объем потребления электроэнергии потребителями 2-6 ЦК, МВт∙ч; Veнас – объем потребления электроэнергии населением, МВт∙ч. Приведенные величины предназначены для расчета коэффициента λ (оплаты мощности), использующие расчеты по 1 ЦК: определяются по данным официального сайта гарантирующего поставщика. Так, например, для АО «Барнаульская горэлектросеть» такие данные содержатся в разделе «Розничный рынок» – «Расчет нерегулируемой цены» – в размещаемом файле вкладки «расчет ср.нер.цены» [19]. Пример расчета ЦПН1  на реальных данных приведен в табл.1.

Процедура определения тарифа на поставку электроэнергии для второй ценовой категории (2 ЦК)

Расчет тарифа для второй ценовой категории аналогичен расчету тарифа для первой ценовой категории. При этом средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (и мощность) на оптовом рынке ЦПН1 рассчитывается по установленным зонам суток: «Пик», «Полупик» и «Ночь», либо «Ночь» и «Пик». Здесь «Пик» означает интервал с разбивкой по часам с максимальным потреблением электроэнергии, определяется статистически по прошлому периоду. Соответственно «Ночь» минимальное потребление и «Полупик» — средние значения между «Пиком» и «Ночью». Данная ценовая категория предполагается только для потребителей с максимальной мощностью до 670 кВт. В качестве примера приведем механизм формирование нерегулируемой цены на электроэнергию для потребителей второй ценовой категории (потребители максимальной мощности менее 150 кВт) АО «Барнаульская горэлектросеть» за июль 2021 г. (табл. 2), [18]. Вторая ценовая категория применяется в том случае, когда электричество регистрируется энергопринимающими устройствами, обладающими возможностью регистрирации потребления электрической энергии по зонам суток. Тогда получается, что выражение (1) используется для каждой строки табл. 2, т.е. для строк: «Ночь», «Полупик», «Пик». Значение величины ЦСНМ публикуется на официальном сайте АО «Администратор торговой системы» в разделе «Участникам оптового рынка и ФСК» – «Фактические данные для расчета предельных уровней нерегулируемых цен в ценовых зонах» – «Составляющие предельных уровней нерегулируемых цен» – Далее выбирается участник розничного рынка электроэнергии и скачивается файл для выбранной компании [20].

Таблица 1 – Пример расчета нерегулируемой цены на электроэнергию для потребителей 1ЦК

Предельный уровень нерегулируемых цен Цены для уровней напряженияруб./МВт·ч Предельный размер нерегулируемых ценЦСНМ руб./МВт∙ч Сбытовая надбавкаЦСН руб./МВт∙ч Инфраструктурные платежиЦИП руб./МВт∙ч Оплата услуг по передачеэлектроэнергии руб./МВт·ч
BH CH I CH II HH BH CH I CH II HH
Диапазон максимальной мощности менее670 кВт 3 860,24 552,81 4 803,39 5 834,26 2254 673,8 3,58 928,86 1621,43 1872,01 2902,88

Таблица 2 – Пример расчета нерегулируемые цены на электроэнергию для потребителей 2ЦК

Зона суток Цена по уровню напряженияруб./МВт∙ч Предельный уровень нерегулируемых ценЦПН1 руб./МВт∙ч Сбытовая надбавкаЦСН руб./МВт∙ч ИнфраструктурныеплатежиЦИП руб./МВт∙ч Услуги по передачи электроэнергии руб./МВт∙ч
BH CH I CH II HH BH CH I CH II HH
Ночь, 2 448,87 3 141,44 3 392,02 4 422,89 842,63 673,80 3,58 928,86 1 621,43 1 872,01 2 902,88
Полупик 3 974,49 4 667,06 4 917,64 5 948,51 2368,25 673,80 3,58 928,86 1 621,43 1 872,01 2 902,88
Пик 6 811,01 7 503,58 7 754,16 8 785,03 5204,77 673,80 3,58 928,86 1 621,43 1 872,01 2 902,88

Процедура определения тарифа на поставку электроэнергии для третьей ценовой категории (3 ЦК)

В данном случае тариф определяется как для поставляемой электроэнергии (4), так и для поставляемой мощности (5):

ЦПН3 = ЦСН3 + ЦСЕТИПСН    (4)

ЦПНМ = ЦСНМ        (5)

где ЦПН3 – ставка за электрическую энергию предельного уровня нерегулируемых цен для третьей ценовой категории, в рамках которой ставка за электрическую энергию нерегулируемой цены применяется к фактически поставленному потребителю (покупателю), руб./МВт·ч; ЦСН3 –дифференцированная по часам расчетного периода нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая по результатам конкурентных отборов на сутки вперед, определенная и публикуется на официальном сайте АО «Администратор торговой системы» в разделе «Участникам оптового рынка и ФСК» – «Фактические данные для расчета предельных уровней нерегулируемых цен в ценовых зонах» – «Составляющие предельных уровней нерегулируемых цен» – Далее выбирается участник розничного рынка электроэнергии и скачивается файл для выбранной компании [20]. ЦСЕТ – дифференцированный по уровням напряжения одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, руб./МВт·ч. Данный тариф на период 01.01.2021 – 31.12.2021 для Алтайского края опубликован в таблице №1 приложения к Решению № 556 от 29.12.2020 «О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27.12.2019 № 589» [17]; ЦИП – инфраструктурные платежи. Тарифы на инфраструктурные услуги размещены на официальном сайте коммерческого оператора оптового рынка АО «Администратор торговой системы» в разделе «Участникам розничного рынка и ФСК» – «Стоимость услуг инфраструктурных организаций оптового рынка электроэнергии (по субъектам РФ)». При этом для определения цены инфраструктурных платежей за текущий месяц необходимо выбрать файл с соответствующей информацией за прошлый месяц [20]. В данном файле представлены необходимые стоимости платежей с разбивкой по контрагентам для оплаты. Для получения тарифа на инфраструктурные платежи необходимо разделить общую стоимость по выплатам всем контрагентам на величину фактического объема покупки электроэнергии на оптовом рынке. Фактический объем покупки электроэнергии на оптовом рынке гарантирующий поставщик публикует на своем официальном сайте. Например, для АО «Барнаульская горэлектросеть», такая информация представлена в разделе «Розничный рынок» – «Расчет нерегулируемой цены» – В размещаемом файле вкладка «Объем ээ», руб./МВт·ч [19]; ЦСН – сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электроэнергии, руб./МВт·ч. Сбытовые надбавки на период 01.01.2021 – 31.12.2021 для гарантирующих поставщиков Алтайского края опубликованы в приложении к Решению № 551 от 29.12.2020 Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов [17]. ЦПНМ3  – ставка за мощность предельного уровня нерегулируемых цен для третьей ценовой категории, определяемая гарантирующим поставщиком в отношении поставляемого потребителю (покупателю) объема мощности, руб./МВт; \ ЦСНМ– средневзвешенная нерегулируемая цена на мощность на оптовом рынке, которая публикуется на официальном сайте АО «Администратор торговой системы» в разделе «Участникам оптового рынка и ФСК» – «Фактические данные для расчета предельных уровней нерегулируемых цен в ценовых зонах» – «Составляющие предельных уровней нерегулируемых цен» – Далее выбирается участник розничного рынка электроэнергии и скачивается файл для выбранной компании [20]. Таким образом, 3ЦК применяется для расчета цен на электроэнергию, по которой, в текущем периоде, производился почасовой учет, соотношения (4) — (5), но без почасового планирования.

Процедура определения тарифа на поставку электроэнергии для четвертой ценовой категории (4 ЦК)

В целом, порядок определения тарифа в рамках 4ЦК аналогичен расчету для такого тарифа для 3ЦК, отличие в том, что на передачу электроэнергии используется двухставочный тариф: отдельно тариф на стоимость оплаты технологических потерь электроэнергии в электрических сетях, и отдельно тариф на содержание электрических сетей:

ЦПН4 = ЦСН4 + ЦСТП + ЦИП + ЦСН    (6)

ЦПНМ = ЦСНМ    (7)

ЦПС4 = ЦСТС     (8)

где ЦПН4, аналогичен ЦПН1 , ЦСН4,соответственно, ЦСН4 , а величины ЦИП, ЦСН, одни и те же для всех ценовых категорий. ЦПНМ , \ ЦСНМ - величины, используемые при расчете тарифа для третьей ценовой категории выражение (5). ЦСТП – дифференцированная по уровням напряжения ставка для определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Данный тариф на период 01.01.2021 – 31.12.2021 для Алтайского края опубликован в таблице №1 приложения к Решению № 556 от 29.12.2020 «О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27.12.2019 № 589» [17]; ЦПС4  - предельный уровень стоимости содержания сети; ЦСТС  – дифференцированная по уровням напряжения ставка, отражающая удельную величину расходов на содержание электрических сетей, тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Данный тариф на период 01.01.2021 – 31.12.2021 для Алтайского края опубликован в таблице №1 приложения к Решению № 556 от 29.12.2020 «О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27.12.2019 № 589» [17]. Величины ЦСН, ЦИП, ЦСН, ЦСНМ определяются по процедуре, описанной для третьей ценовой категории.

Расчет тарифа в рамках пятой ценовой категории (5ЦК)

Тариф для 5ЦК рассчитывается не как действующий, а как планируемый для потребителя тариф, аналогично механизму расчета для 3ЦК:

ЦПН5 = ЦСРСВ + ЦСЕТ + ЦИП СН   (9)

ЦПНП5 = ЦСВОПЧ    (10)

ЦПНС5 = ЦСВОСЧ     (11)

ЦПС5 = ЦСТС    (12)

ЦПНН5 = | ЦРСВНБ    (13)

ЦПБР5 = | ЦБРНБ  |    (14)

ЦПНМ5 = | ЦСНМ  |    (15)

где ЦПН5, ЦПНП5, ЦПНС5, ЦПНН5, ЦПБР5 – ставки за электрическую энергию предельного уровня нерегулируемых цен для пятой ценовой категории, руб./МВт∙ч; ЦСТС, ЦИП, ЦСН – пояснены ранее; ЦПН5  – ставка за электрическую энергию предельного уровня нерегулируемых цен, определяемая гарантирующим поставщиком для потребителей (покупателей), оплачиваемых поставки по пятой ценовой категории, в рамках которой ставка за электрическую энергию нерегулируемой цены применяется к фактически поставленному потребителю (покупателю), руб./МВт·ч; ЦСРСВ – «рынок на сутки вперед», дифференцированная по часам расчетного периода нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая коммерческим оператором оптового рынка по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед, руб./МВт·ч. Данная информация публикуется на официальном сайте АО «Администратор торговой системы» в разделе «Участникам оптового рынка и ФСК» – «Фактические данные для расчета предельных уровней нерегулируемых цен в ценовых зонах» – «Составляющие предельных уровней нерегулируемых цен» – Далее выбирается участник розничного рынка электроэнергии и скачивается файл для выбранной компании [20]; ЦПНП5  – ставка за электрическую энергию предельного уровня нерегулируемых цен для пятой ценовой категории, в рамках которой ставка за электрическую энергию нерегулируемой цены применяется к величине превышения фактического почасового объема покупки электрической энергии над соответствующим плановым почасовым объемом потребителя (покупателя), руб./МВт·ч; \ ЦСВОПЧ – дифференцированная по часам расчетного периода нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая коммерческим оператором оптового рынка по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в отношении объема превышения фактического потребления над плановым потреблением и публикуется на официальном сайте АО «Администратор торговой системы» в разделе «Участникам оптового рынка и ФСК» – «Фактические данные для расчета предельных уровней нерегулируемых цен в ценовых зонах» – «Составляющие предельных уровней нерегулируемых цен» – Далее выбирается участник розничного рынка электроэнергии и скачивается файл для выбранной компании, руб./МВт·ч [20]; ЦПНС5  – ставка за электрическую энергию предельного уровня нерегулируемых цен для пятой ценовой категории, в рамках которой ставка за электрическую энергию нерегулируемой цены применяется к величине превышения планового почасового объема покупки электрической энергии над соответствующим фактическим почасовым объемом потребителя (покупателя), руб./МВт·ч; ЦСВОСЧ – дифференцированная по часам расчетного периода нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая коммерческим оператором оптового рынка по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в отношении объема превышения планового потребления над фактическим потреблением и публикуется на официальном сайте АО «Администратор торговой системы» в разделе «Участникам оптового рынка и ФСК» – «Фактические данные для расчета предельных уровней нерегулируемых цен в ценовых зонах» – «Составляющие предельных уровней нерегулируемых цен» – Далее выбирается участник розничного рынка электроэнергии и скачивается файл для выбранной компании,  руб./МВт·ч [20]; ЦПС5  - предельный уровень стоимости содержания сети; ЦПНН5  - ставка за электрическую энергию предельного уровня нерегулируемых цен для пятой ценовой категории, в рамках которой ставка за электрическую энергию нерегулируемой цены применяется к сумме плановых почасовых объемов покупки электрической энергии потребителя (покупателя) по нерегулируемой цене за расчетный период, определяемая гарантирующим поставщиком, руб./МВт·ч. В случае если ЦРСВНБ ≥ 0, указанная ставка применяется в сторону увеличения суммарной стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной потребителем (покупателем) по нерегулируемым ценам. В случае если ЦРСВНБ< 0, то указанная ставка применяется в сторону уменьшения суммарной стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной потребителем (покупателем) по нерегулируемым ценам. ЦПННБ = | ЦРСВНБ | – отнесенная к единице электроэнергии абсолютная величина разницы предварительных требований и обязательств, рассчитанных на оптовом рынке по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед, определенная коммерческим оператором оптового рынка и публикуется на официальном сайте АО «Администратор торговой системы» в разделе «Участникам оптового рынка и ФСК» – «Фактические данные для расчета предельных уровней нерегулируемых цен в ценовых зонах» – «Составляющие предельных уровней нерегулируемых цен» – Далее выбирается участник розничного рынка электроэнергии и скачивается файл для выбранной компании [20], руб./МВт·ч; ЦПБР5  – ставка за электрическую энергию предельного уровня нерегулируемых цен для пятой ценовой категории, в рамках которой ставка за электрическую энергию нерегулируемой цены применяется к сумме абсолютных значений разностей фактических и плановых почасовых объемов покупки электрической энергии потребителя (покупателя) по нерегулируемой цене за расчетный период, определяемая гарантирующим поставщиком, руб./МВт·ч. В случае если ЦБР.НЕБАЛАНС ≥ 0, указанная ставка применяется в сторону увеличения суммарной стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной потребителем (покупателем) по нерегулируемым ценам. В случае если ЦБР.НЕБАЛАНС, указанная ставка применяется в сторону уменьшения суммарной стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной потребителем (покупателем) по нерегулируемым ценам; ЦБРНБ  – приходящаяся на единицу электрической энергии величина разницы предварительных требований и обязательств, рассчитанных на оптовом рынке по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы, определяемая коммерческим оператором оптового рынка и публикуется на официальном сайте АО «Администратор торговой системы» в разделе «Участникам оптового рынка и ФСК» – «Фактические данные для расчета предельных уровней нерегулируемых цен в ценовых зонах» – «Составляющие предельных уровней нерегулируемых цен» – Далее выбирается участник розничного рынка электроэнергии и скачивается файл для выбранной компании [19], руб./МВт·ч; ЦПНМ5 – ставка за мощность, приобретаемую потребителем (покупателем), предельного уровня нерегулируемых цен для пятой ценовой категории, определяемая гарантирующим поставщиком в отношении поставляемого потребителю (покупателю) объема мощности по нерегулируемой цене, руб./МВт; ЦСНМ  – средневзвешенная нерегулируемая цена на мощность на оптовом рынке, определенная коммерческим оператором в отношении гарантирующего поставщика и публикуется на официальном сайте АО «Администратор торговой системы» в разделе «Участникам оптового рынка и ФСК» – «Фактические данные для расчета предельных уровней нерегулируемых цен в ценовых зонах» – «Составляющие предельных уровней нерегулируемых цен» – Далее выбирается участник розничного рынка электроэнергии и скачивается файл для выбранной компании [20], руб./МВт.

Расчет тарифа для шестой ценовой категории (6 ЦК)

Процедура определения тарифа в рамках 6ЦК аналогична с расчетом тарифа для 4ЦК (тариф является двуставочным: отдельно тариф на оплату технологических потерь электроэнергии в электрических сетях, и отдельно тариф на содержание электрических сетей), но с учетом того, что тариф на поставляемую электроэнергию является не постоянной, а планируемой для потребителя величиной:

ЦПН6 = ЦСРСВ + ЦСЕТИПСН   (16)

ЦПНП6 = ЦСВОПЧ   (17)

ЦПНС6 = ЦСВОСЧ    (18)

ЦПС6 = ЦСТС      (19)

ЦПНН6 = | ЦРСВНБ |    (20)

ЦПБР6= | ЦБРНБ  |    (21)

ЦПНМ6 = | ЦСНМ  |     (22)

Все приведенные величины в формулах (16) –(22) уже пояснены ранее, при описании соотношений пятой ценовой категории. При выборе ценовой категории необходимо учитывать [16], что категория определяется по группе точек поставки (ГТП) в рамках границ балансовой принадлежности энергопринимающего устройства потребителя (совокупности энергопринимающих устройств потребителя). Результаты. Свобода в выборе вариантов для потребителей это лишь иллюзия. Предполагается, что  цену на поставку выбирает потребитель. Предполагается, что потребители (особенно использующие напряжение более 670 кВт), может снижать цены, только посредством изменения режимов потребления, в том числе с опорой на собственную генерацию. Для этого следует:

  • роизводить расчеты в целях определения оптимальных режимов потребления электроэнергии, выбирать ценовую категорию и контролировать расчёты гарантирующего поставщика для потребителей, чья максимальная мощность менее 670 кВт. Для ЦК2-ЦК6, обязательно применение этих условий тем потребителям, чья максимальная мощность свыше 670 кВт;
  • производить почасовый технический учёт и осуществлять постоянный мониторинг и регулирование объема фактического потребления электричества в условно «дорогие» и «дешёвые» часы суток, не переплачивая за электрическую энергию при плохой координации поставок и за резервируемую мощность, при ошибке объема резервирования.
  • внедрять полный документооборот энергосбытовой организации, включая учет величины заявленной мощности — раз в год; почасовом движении электроэнергии — ежедневно или раз в месяц. Здесь необходимо учитывать условия договора, выбранную, на очередной месяц ЦК, если потребитель ежемесячно будет осуществлять перерасход заявленных объемов.

Все эти мероприятия необходимы для снижения неоправданных переплат за электроэнергию.

Заключение.

Из практики потребления электроэнергии ООО «Барнаульский Водоканал» В рамках 2020 года ООО «Барнаульский Водоканал» приобретал электроэнергию и мощность у АО «Барнаульская горэлектросеть» по 1 ЦК и 3 ЦК. Тарифы на электроэнергию по 1 ЦК определялись с учетом услуг по передаче электрической энергии (Решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27.12.2019 № 589); а также с учетом сбытовой надбавки гарантирующего поставщика (Решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27.12.2019 № 584).

Список литературы.

  1. Бессонова О. Э. Институциональная дилемма современной России // Экономическая наука современной России. – 2018. -4 (82) — С.:23-36.
  2. Бессонова О. Э. Институциональная модель российской экономики: ретроспектива и современный вектор развития // Экономическая наука современной России. – 2008. -4 (43) — С.:28-41.
  3. Клейнер Г. Б. Институциональные аспекты реформирования промышленных предприятий // Проблемы теории и практики управления. -2002. -№ 2. С. 24-30.
  4. Cтиглиц Дж. Quis custodiet ipsos custodes? Неудачи корпоративного управления при переходе к рынку // Экономическая наука современной России. – № 4. – 2001. – С. 108-139.
  5. Веселов Ф.В., Соляник А.И. Условия развития электроэнергетики России в рамках жестких ценовых ограничений в среднесрочной перспективе // Проблемы прогнозирования .- 2020 . № 1. С. 88 -98
  6. Волконский В.А., Кузовкин А.И Конкуренция и регулирование в управлении электроэнергетикой (теоретические подходы) URL:https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2007/fp/4/03.pdf/ (дата обращения: 27.03. 2021)
  7. Воропай Н.И., Стенников В.А., Барахтенко Е.А.Интегрированные энергетические системы: вызовы, тенденции, идеология. // Проблемы прогнозирования. 2017 № 5. С. 39- 49
  8. Кутовой. Г.П. «Нужна новая парадигма (или архитектоника) экономических отношений в электроэнергетике». Энергетик, 2016 г., № 2, с. 8-13
  9. Кутовой Г.П. О выборе варианта дальнейших реформ в электроэнергетике: от чего ушли, к чему пришли и как выстраивать отношения в электроэнергетике, обеспечивая ее развитие / Международная энергетическая конференция всероссийского открытого постоянно действующего научного семинара «Экономические проблемы энергетического комплекса (семинар А.С. Некрасова) – 2017»: Материалы конференции. М.: Анкил, 2017. С. 209 — 235.
  10. Ященко А. В. Развитие электроэнергетики в аспекте совершенствования взаимодействия с экономикой / Теоретические и практические аспекты развития современной науки: теория, методология, практика/ сборник научных статей по материалам V международной научно-практической конференции (15 июня 2021 г., г. Уфа)/ — Уфа: Изд. НИЦ Вестник Науки, 2021. – С. 70 – 84.
  11. Тарифная политика в Российской Федерации в отраслях коммунальной сферы: приоритеты, проблемы, перспектива [Текст] : докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. / Е. В. Яркин, И. А. Долматов (рук. авт. кол.), М. А. Панова и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 174 с.
  12. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая»  контрактация / О.И.Уильямсон. –СПб. : Лениздат, CEV Press? 1996. — 702 c.
  13. Колодий С.Ю. Трансакционные издержки и их влияние на сбалансированность финансовых ресурсов государства / Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 25 (64). 2012 г. № 3. С. 103-110.
  14. Mанукян М.М., Борзых Л.В. Трансакционные издержки: сущность и динамика в Российской экономике // Вестник СамГУ. 2014, — № 8 (119). –С. 71-74
  15. Плещинский А.С., Титов В.В., Межов И.С. Механизмы вертикальных взаимодействий предприятий (вопросы методологии и моделирования). Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. -336 с.
  16. Ценовые категории электроэнергии в 2021 году (1-6) (URL: http://kwexpert.ru/services/cost-of-ownership-electro-economy/minimization-of-the-cost/vybor-tsenovoy-kategorii-elektroenergii.php)( / (дата обращения: 27.03. 2021)
  17. Официальный интернет-портал правовой информации.– Москва. URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2201202012300010?index=0&rangeSize=10 (дата обращения: 08.09.2021).
  18. Стоимость услуг инфраструктурных организаций оптового рынка электроэнергии (по субъектам РФ): официальный сайт АО «Администратор торговой системы». – Москва. – URL: https://www.atsenergo.ru/nreport?rname=FRSV_REESTR_INFRAORG_USLUGI_REGRF_ATS&rdate=20210601 (дата обращения: 08.09.2021).
  19. Расчёт нерегулируемой цены. – Текст : электронный // АО «Барнаульская горэлектросеть» : официальный сайт. – 2021. – URL: https://bges.ru/retail-market/unregulated-price/ (дата обращения: 08.09.2021).
  20. Составляющие предельных уровней нерегулируемых цен: официальный сайт АО «Администратор торговой системы». – Москва. – URL: https://www.atsenergo.ru/results/market/svnc (дата обращения: 08.09.2021).

References

  1. Bessonova OE Institutional dilemma of modern Russia // Economic science of modern Russia. — 2018.-4 (82) — S.: 23-36.
  2. Bessonova OE Institutional model of the Russian economy: retrospective and modern vector of development // Economic science of modern Russia. — 2008. -4 (43) — S.: 28-41.
  3. Kleiner GB Institutional aspects of reforming industrial enterprises // Problems of theory and practice of management. -2002. -№ 2.P. 24-30.
  4. Stieglitz J. Quis custodiet ipsos custodes? Failures of corporate governance in the transition to the market // Economic science of modern Russia. — No. 4. — 2001. — S. 108-139.
  5. Veselov F.V., Solyanik A.I. Conditions for the development of the electric power industry in Russia within the framework of rigid price restrictions in the medium term // Problems of forecasting. — 2020. No. 1. P. 88 -98
  6. Volkonsky V.A., Kuzovkin A.I. Competition and regulation in the management of the electric power industry (theoretical approaches) URL: https: //ecfor.ru/wp-content/uploads/2007/fp/4/03.pdf/ (date accessed: 27.03.2021)
  7. Voropai NI, Stennikov VA, Barakhtenko EA Integrated energy systems: challenges, trends, ideology. // Problems of forecasting. 2017 No. 5. P. 39-49
  8. Kutovoy. G.P. "We need a new paradigm (or architectonics) of economic relations in the electric power industry." Energetic, 2016, No. 2, p. 8-13
  9. Kutovoy G.P. On the choice of the option for further reforms in the electric power industry: where did they leave, where did they come and how to build relations in the electric power industry, ensuring its development / International Energy Conference of the All-Russian open permanent scientific seminar "Economic problems of the energy complex (seminar of A.S. Nekrasov) — 2017 ": Materials of the conference. M .: Ankil, 2017.S. 209 — 235.
  10. Yashchenko A. V. Development of the electric power industry in the aspect of improving interaction with the economy / Theoretical and practical aspects of the development of modern science: theory, methodology, practice / collection of scientific articles based on the materials of the V international scientific and practical conference (June 15, 2021, Ufa) / — Ufa: Ed. SIC Vestnik Nauki, 2021. — pp. 70 — 84.
  11. Tariff policy in the Russian Federation in the utilities sector: priorities, problems, prospects [Text]: reports. by XXI Apr. international scientific. conf. on the problems of development of the economy and society, Moscow, 2020 / E. V. Yarkin, I. A. Dolmatov (head of the editorial board), M. A. Panova and others; Nat. issled. University Higher School of Economics. — M.: Izd. House of the Higher School of Economics, 2020 .— 174 p.
  12. Williamson OI Economic institutions of capitalism: firms, markets, "relational" contracting / OI Williamson. –SPb. : Lenizdat, CEV Press? 1996 .— 702 p.
  13. Kolodiy S.Yu. Transaction costs and their influence on the balance of financial resources of the state / Scientific notes of the V.I. Vernadsky Series "Economics and Management". Volume 25 (64). 2012, No. 3. S. 103-110.
  14. Manukyan M.M., Borzykh L.V. Transaction costs: essence and dynamics in the Russian economy // Bulletin of SamSU. 2014, — No. 8 (119). -WITH. 71-74
  15. Pleshchinsky A.S., Titov V.V., Mezhov I.S. Mechanisms of vertical interactions of enterprises (questions of methodology and modeling). Novosibirsk: IEOPP SO RAN, 2005.-336 p.
  16. Price categories of electricity in 2021 (1-6) (URL: http://kwexpert.ru/services/cost-of-ownership-electro-economy/minimization-of-the-cost/vybor-tsenovoy-kategorii- elektroenergii.php) (/ (date accessed: 27.03.2021)
  17. The official Internet portal of legal information. — Moscow. URL: http: //publication.pravo.gov.ru/Document/View/2201202012300010? Index = 0 & rangeSize = 10 (date accessed: 09/08/2021).
  18. Cost of services of infrastructural organizations of the wholesale electricity market (by constituent entities of the Russian Federation): the official website of JSC "Administrator of the Trading System". — Moscow. — URL: https://www.atsenergo.ru/nreport?rname=FRSV_REESTR_INFRAORG_USLUGI_REGRF_ATS&rdate=20210601 (date accessed: 09/08/2021).
  19. Calculation of the unregulated price. — Text: electronic // JSC "Barna-ulskaya gorelektroset": official site. — 2021. — URL: https://bges.ru/retail-market/unregulated-price/ (date of access: 09/08/2021).
  20. Components of the maximum levels of unregulated prices: the official website of JSC "Administrator of the trading system
Запись опубликована в рубрике Научные труды. Добавьте в закладки постоянную ссылку.