1.2. Особенности формирования механизмов устойчивого развития региональных энергокомпаний в условиях реформирования энергетики.

Определение технологической монополии. Роль государства в регулировании технологической монополии

Естественные монополии являются составной частью любого развитого государства. От их деятельности зависят все сферы жизни общества: политическая, экономическая, социальная. Значение таких организаций в экономике трудно переоценить. Они играют решающую роль в наполнении бюджета, а значит, влияют на жизнь страны в целом.

Основная причина существования естественной монополии состоит в том, что производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами [66].

Естественные монополии обычно существуют в таких сферах народного хозяйства, которые социально значимы для общества, либо предполагают усиленный контроль со стороны государственных и независимых общественных органов за деятельностью хозяйствующего субъекта. К таким субъектам относят предприятия топливно-энергетического комплекса, осуществляющие транспортные перевозки и прочее.

К естественным монополиям в России можно отнести РАО «ЕЭС России», «Газпром», «Роснефть», «Аэрофлот», «МПС» и прочие. Крупнейшие монополии сейчас акционированы, часть акций находится в руках государства, представители государства введены в правление этих компаний. Все это делается для того, чтобы избежать монополистического влияния на жизнь страны, на ее экономическое положение.

Существует множество трактовок термина «естественная монополия». Так, представитель классической экономической мысли Д. С. Милль считал что это «монополия, существующая безотносительно к усилиям государства (в противопоставление искусственной (разрешенной) монополии) [83, с. 38]. А.Е. Кан, и Ф.М. Шерер определяют естественную монополию как «производство, при котором экономия от масштабов производства столь существенна, что одна единственная фирма может обслуживать рынок с меньшими издержками на единицу продукции, чем две или три фирмы» [18, с. 3; 51, с. 238].

В работах У. Баумоля определено, что «отрасль, где одна фирма может выпускать объем предложения, необходимый для удовлетворения рынка по более низкой себестоимости, чем могут две или более фирм (субаддитивность функции издержек) или вход в которую затруднен, даже в отсутствии специальных мер со стороны монополиста (устойчивость монополии) называется естественной монополией» [2, с. 255-257; 18, с. 3-4; 83, с. 38; 120, с. 482].

В федеральном законе РФ «О естественных монополиях» дается следующее определение: «естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров». Под субъектом естественной монополии понимается хозяйственный субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии [132].

Таким образом, можно сформулировать три основных характеристики, дающих более или менее полное традиционное представление о естественной монополии:

  1. В силу технологических особенностей производственного процесса эффективное удовлетворение спроса на определенные виды товаров и услуг возможно только в условиях отсутствия конкуренции.
  2. Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, то есть потенциальный покупатель в состоянии приобрести для своих нужд только данный товар, и купить его он может только у одного конкретного продавца – естественного монополиста.
  3. Спрос на данном рынке на товары и услуги, производимые или предоставляемые субъектами естественных монополий, является неэластичным, то есть очень незначительно зависит от изменения цены на этот товар.

Если наблюдается экономия от масштаба производства, то кривая средних издержек является постоянно нисходящей. Источник экономии – постоянные издержки: затраты, необходимые для производства даже небольшого объема продукции, высоки. Если были осуществлены первоначальные инвестиции, средние издержки снижаются с увеличением объемов производства. Конкуренция в таких отраслях промышленности считается экономически нецелесообразной, так как деятельность большого количества фирм привела бы к бесполезному дублированию капитального оборудования, невозможности достижения эффекта масштаба, высоким издержкам на единицу продукции и высоким ценам, необходимым для покрытия этих издержек. Классическим примером может служить существование двух отдельных компаний, обеспечивающих поставки воды, каждая из которых проводит трубы для снабжения одних и тех же потребителей.

Концепция естественной монополии может быть математически отражена через понятие субаддитивности. Если все потенциально активные фирмы в отрасли имеют доступ к одинаковой технологии, представленной функцией издержек C, и совокупный выпуск равен X, то отрасль является естественной монополией, если:

Концепции экономии от масштабов производства и субаддитивности близки, но не идентичны. Если естественная монополия возникает благодаря экономии от масштаба производства или экономии от разнообразия (ассортимента), кривая долгосрочных средних издержек имеет так называемый «L-образный вид», т.е. характеризуется так называемой глобальной субаддитивностью функции издержек (см. рисунок 1.2.).

Рис. 1.2. Естественная монополия, вызванная экономией от масштаба

Если спрос на продукцию незначителен (кривая спроса D1), даже при цене, обеспечивающей лишь нормальную прибыль фирме-продавцу, объем спроса равен минимально эффективному выпуску. В этом случае фирма, уже действующая на рынке, может легко установить цену, ограничивающую вход, благодаря относительному преимуществу в издержках. Незначительное увеличение спроса (кривая спроса D2) также может не привести к входу на рынок новых фирм, поскольку средние издержки фирмы, производящей количество, будут ниже, чем средние издержки фирмы, производящей разницу между объемом рыночного спроса и этим выпуском . Следовательно, возможность ограничивающего вход ценообразования благодаря относительному преимуществу в издержках сохраняется. Таким образом, даже повышение средних издержек с ростом выпуска не гарантирует отсутствие естественной монополии. Однако если функция спроса имеет вид D3, так что  , отрасль теряет свойства естественной монополии. Единственный производитель уже не может полностью удовлетворить объем рыночного спроса, не потеряв преимущество в издержках (см. рисунок 1.3.).

Однако кривая издержек естественной монополии может иметь стандартный «U-образный» вид, если наблюдается недостаточная емкость рынка – при стандартном виде кривой средних издержек существует лишь локальная субаддитивность. В данном случае возникновение естественной монополии связано с характеристиками спроса.

С учетом концепции субаддитивности издержек выделяют следующие возможные причины возникновения естественной монополии:

Рис. 1.3. Естественная монополия, вызванная недостаточной емкостью рынка

Рис. 1.3. Естественная монополия, вызванная недостаточной емкостью рынка

 

  1. особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом объеме выпуска (положительная отдача от масштаба обеспечивает снижение долгосрочных средних издержек с ростом выпуска);
  2. экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности;
  3. недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском [2, с. 256].

Часто понятие естественной монополии отождествляют с понятием инфраструктуры [48, с. 120], или технологической монополии.

Инфраструктура – это технические и технологические сети, где осуществляются поставки продукции между удаленными друг от друга (как в пространстве, так и во времени) экономическими агентами, а также отрасли экономики, эксплуатирующие такие сети.

Понятие инфраструктуры включает в себя три уровня:

  1. материальные (технические и технологические) сети, в которых осуществляется поставка товаров естественных монополий;
  2. технологические операции – деятельность по эксплуатации той или иной инфраструктурной сети;
  3. организационные структуры — рынки, предложение на которых формирует пропускная способность сетей поставок, а спрос – поток средств поставок, зависящий от их объема.

Подобная организация производства требует больших капитальных вложений, не доступных мелким и средним инвесторам, и предусматривает значительные постоянные издержки, во многом связанные с обеспечением эксплуатации технологической сети, распределенной на значительной территории. При этом сеть непосредственно не связана с объемом продукции, имеет длительный срок эксплуатации и, соответственно, длительный срок окупаемости вложений, следовательно, именно объем инвестиций, необходимых для создания альтернативной инфраструктурной сети, является самым высоким барьером «на входе» в инфраструктурные отрасли для новых фирм.

До 70-х гг. XX в. электроэнергетика в целом (в вертикально-интегрированном состоянии) считалась классической естественной монополией, что сделало ее неотъемлемой частью госсектора и оказывало соответствующее воздействие на принципы ее управления [70, 62]. Однако сегодня подходы к рассмотрению естественно-монопольных характеристик отрасли изменились, что связано с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, происходил пересмотр ряда теоретических положений применительно к отраслям – естественным монополиям в целом, на что повлияла неудовлетворенность их работой в отдельных развитых странах мира. Во-вторых, поворотным пунктом стала попытка Великобритании и Чили использовать в электроэнергетике концепцию структурной и регулирующей реформы, основанную на базовой модели, ранее примененной к другим сетевым отраслям, таким как газовая, телекоммуникационная.

Соответственно сегодня в электроэнергетическом секторе принято выделять потенциально конкурентные виды деятельности – генерацию, сбыт, дополнительные услуги, и по-прежнему обладающие естественно-монопольной природой – передачу, распределение и диспетчеризацию (виды деятельности, непосредственно связанные с функционированием сетей — инфраструктуры).

Чтобы либерализованная отрасль функционировала эффективно, власти должны быть готовы мириться с колебаниями цен, даже если последние пероидически резко повышаются. Следовательно, государству необходимо воздерживаться от использования его собственных генерирующих активов, или таких инструментов, как установление верхних пределов цен, что предусмотрено законодательством, поскольку подобные меры будут противодействовать сигналам, посылаемым рынком.

Реформирование электроэнергетики и региональные компании

Начавшийся в 1992 г. переход России к рыночной экономике сопровождался реформированием электроэнергетики, созданием акционированных и частично приватизированных электроэнергетических компаний. РАО «ЕЭС России» учреждено в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года №923 [124] и от 5 ноября 1992 года №1334 [126]. Создание РАО «ЕЭС России» позволило при делении единой энергосистемы Советского Союза на национальные компоненты сохранить в России принципы и методы ее работы, обеспечить в период перехода от централизованного планирования к рыночным отношениям надежное энергоснабжение потребителей. Было учреждено РАО «ЕЭС России» как компания-холдинг с контрольным пакетом акций у государства, образованы АО-энерго на базе региональных электроэнергетических систем и АО-электростанции. Атомные электростанции вошли в состав государственного предприятия «Росэнергоатом» за исключением Ленинградской АЭС, которая прямо подчиняется Минатому России.

Владение электрическими сетями ЕЭС России, полными или значимыми частями пакетов акций АО-энерго, АО-электростанций и АО «Центральное диспетчерское управление» позволяет РАО «ЕЭС России» контролировать почти 3/4 общей мощности электростанций, около 83% производства и почти 90% распределения электроэнергии в России [1].

На основе электрических сетей напряжением 220 кВ и выше, принадлежащих РАО «ЕЭС России», создан федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), который разделен на 7 тарифных зон (Центр, Северо-Запад, Поволжье, Юг, Урал, Сибирь, Дальний Восток) в соответствии со структурой диспетчерского управления. Участниками ФОРЭМ являются АО-энерго, АО-электростанции, все АЭС, а также небольшое число крупных потребителей. На нем реализуется около 30% производимой в стране электроэнергии, остальная ее часть — на региональных рынках, образованных АО-энерго. Государственное регулирование тарифов на электроэнергию и мощности на ФОРЭМ осуществляется Федеральной энергетической комиссией (ФЭК) РФ. На региональных рынках регулирование тарифов проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов федерации.

Таким образом, в электроэнергетике образовалась новая система имущественных прав и рыночных отношений, что существенно трансформировало условия развития и финансово-экономическую деятельность электроэнергетики. Однако преобразования, проведенные в электроэнергетической отрасли в 1992 – 1997 гг., не смогли полностью решить задачу, содержавшуюся в президентских указах, о построении финансово эффективной компании. Это проявилось в негативном воздействии на экономичность работы и воспроизводственные возможности отрасли. Произошло ослабление рычагов централизованного контроля, которые не были адекватно заменены необходимой и достаточной системой эффективных механизмов экономического управления естественным монополистом. В результате уже через 5 лет после создания РАО «ЕЭС России» возникла необходимость в проведении новой структурной реформы.

Второй этап реформирования (либерализация рынка) начался 28 апреля 1997 года, когда вышел в свет Указ Президента РФ № 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» [125]. Необходимо отметить, что самые принципиальные решения по выполнению этого Указа приняты не были. В то же время, остро осознавалась необходимость повышения эффективности электроэнергетики как «локомотива экономики» с целью обеспечения устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, а также надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей [61].

Заново реформирование стартовало в 2000 г., когда Правительство РФ в лице своих представителей в органах управления поручило РАО ЕЭС России разработать проект Концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России». При этом целью первоочередной целью реформирования объявлялось повышение эффективности предприятий электроэнергетики и максимально возможное содействие привлечению инвестиций. Итогом работы явилась не только сама Концепция, но и принятое Правительством РФ 11 июля 2001 г. Постановление № 526 «О реформировании электроэнергетики российской федерации». Основными принципами реформирования в соответствии с данным постановлением, являются:

- установление порядка лицензирования передачи, распределения электрической энергии и диспетчеризации. Следует отметить, что в настоящее время лицензированию подлежат производство и передача электрической и тепловой энергии;

- демонополизация сфер производства, сбыта и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование и т.д.) в электроэнергетике. Обеспечение развития конкуренции в вышеназванных сферах;

- обеспечение недискриминационного доступа к электрическим сетям для всех производителей и потребителей;

- установление единства стандартов безопасности, технических норм и правил, действующих в электроэнергетической отрасли;

- обеспечение финансовой прозрачности рынков электроэнергии и деятельности организаций регулируемых секторов электроэнергетики;

- обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров организаций электроэнергетики при проведении структурных преобразований [95].

С 2000 по 2003 г.г. протекал подготовительный период реформы: разрабатывались законодательные основы реформирования, шло «развертывание» реформирования в региональных энергосистемах: упорядочивались отношения собственности, разрабатывались проекты реформирования, менялась организационная структура.

С 2003 г., с принятием пакета федеральных законов начался непосредственно процесс реформирования. В пакет вошли следующие законы: «Об электроэнергетике»; «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»; «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»; «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях»; «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации»[26].

С этого момента реформирование вступило в активную стадию, и за период с 2003 по 2005 г. были достигнуты следующие результаты (см. таблицу 1.2.:

 

Таблица 1.2.
Реформирование электроэнергетики России в 2003 -2005 г.г.

Реформирование электроэнергетики России в 2003 -2005 г.г.

Реформирование электроэнергетики России в 2003 -2005 г.г.

Таким образом, как видно из таблицы 1.2., к настоящему времени структура отрасли практически полностью изменена: региональные вертикально интегрированные компании исчезли, разделившись по видам деятельности, вместо них теперь действуют сетевая компания, генерирующая компания, энергосбытовая компания. Функции диспетчерского управления отданы филиалу ОАО «Системный оператор».Однако, работая в рамках одного региона, эти формально независимые компании вынуждены координировать свою деятельность между собой, а также с территориальными органами власти, регулирующими тарифы на электрическую энергию. Кроме того, разделение вертикально-интегрированных компаний в России не означает «измельчения» структуры отрасли. Вслед за разделением РАО «ЕЭС России» и региональных АО-энерго на специализированные компании, предусматривается горизонтальная интеграция последних. Речь идет о слиянии новых компаний регионального уровня в более крупные межрегиональные, часть из которых, в свою очередь, будет объединена под контролем еще более крупных структур общероссийского масштаба.

К последним относятся:

  • Межрегиональные магистральные сетевые компании (ММСК) и контролирующая их ФСК;
  • Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК);
  • Оптовые генерирующие компании (ОГК).
Рис. 1.4. Реформирование структуры энергетической отрасли России

Рис. 1.4. Реформирование структуры энергетической отрасли России

Важным условием подобного «разукрупнения» является соблюдение законодательного требования о разделении видов деятельности. Это отличает горизонтальную интеграцию от вертикальной.

ОГК будут являться наиболее крупными производителями электроэнергии на оптовом рынке. В целях ограничения монопольного влияния на оптовый конкурентный рынок электроэнергии тепловые ОГК формируются по экстерриториальному принципу. В целях повышения прозрачности и открытости компаний для акционеров и инвесторов, а также повышения ликвидности акций тепловых ОГК предполагается выход ОГК на российские и, возможно, зарубежные фондовые рынки посредством реализации программы депозитарных расписок сразу после завершения процесса формирования ОГК. Важной задачей является включение акций ОГК, как одних из наиболее привлекательных компаний для инвесторов, категорию «голубых фишек» российского фондового рынка. Целевая модель функционирования ОАО «ГидроОГК» предполагает, что после завершения формирования ОАО «ГидроОГК» будет представлять собой операционную компанию, управляющую входящими в ее состав филиалами гидроэлектростанциями, и осуществлять корпоративное управление в отношении своих дочерних обществ, образованных в целях организации новых видов деятельности (бизнесов) и реализации инвестиционных проектов. Доля участия Российской Федерации в уставном капитале операционной компании ОАО «ГидроОГК» должна быть обеспечена на уровне не менее 50% + 1 акция. В целях привлечения инвестиций в ОАО «ГидроОГК», повышения ликвидности акций и акционерной стоимости компании предполагается, что акции ОАО «ГидроОГК» получат доступ к торгам на российских и, возможно, зарубежных (через программы депозитарных расписок) биржевых площадках и станут одним из наиболее привлекательных энергетических активов для инвесторов, а сама компания войдет в категорию «голубых фишек« российского фондового рынка. Всего создано семь ОГК: шесть на базе тепловых электростанций и одна на базе гидроэлектростанций. Схема расположения ОГК на территории РФ представлена на рисунке 1.5.

ТГК формируются на основе следующих базовых принципов:

-необходимость создания крупных финансово устойчивых компаний;

-минимизация возможностей для монопольных злоупотреблений на оптовом рынке электрической энергии;

-объединение электростанций по территориальному признаку;

-снижение доли государственного контроля над генерацией электроэнергии.

Межрегиональная интеграция генерирующих активов региональных энергокомпаний в ТГК дает возможность сформировать эффективные финансово стабильные общества, которые смогут успешно функционировать на конкурентном оптовом рынке электроэнергии, а также в сфере регионального электро и теплоснабжения потребителей. Схема расположения ТГК на территории РФ представлена на рисунке 1.6.

Гарантирующими поставщиками станет значительная часть сбытовых компаний, создаваемых в ходе реструктуризации региональных АО-энерго.

Деятельность гарантирующих поставщиков в основном регламентируется государством. Государственному регулированию подлежат сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. Фактически государством определяются основные условия поставок электроэнергии самим гарантирующим поставщикам, как в переходный период, так и (частично) в течение трех лет после его окончания, когда гарантирующие поставщики смогут получать значительную часть электроэнергии по долгосрочным контрактам, которые производители обязаны с ними заключить [130].

Цены и другие условия долгосрочных договоров регламентируются Правительством России, а их объем должен покрывать потребности населения (полностью) и часть суммарных потребностей других категорий потребителей. Всех остальных потребителей по окончании переходного периода гарантирующие поставщики смогут обеспечивать электроэнергией равновесной цене оптового рынка.

Порядок присвоения статуса гарантирующих поставщиков, зона их деятельности, существенные условия договора с потребителями регулируются основными положениями функционирования розничных рынков (на переходный период – основными положениями розничных рынков переходного периода).

Закон «Об электроэнергетике» предусматривает выделение особых групп потребителей, чьи финансовые обязательства перед гарантирующими поставщиками обеспечиваются в особом порядке (с возможным использованием средств государственного бюджета). Такие «защищенные» категории потребителей определяются Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР (СО) – это специализированная организация, которая централизованно управляет технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и чьи диспетчерские команды и распоряжения обязательны для всех субъектов отрасли и потребителей электроэнергии с управляемой нагрузкой.

Рис.1.5. Схема Расположения ОГК на территории РФ

Рис.1.5. Схема Расположения ОГК на территории РФ

 

Рис. 1.6.. Схема расположения ТГК на территории РФ

Рис. 1.6.. Схема расположения ТГК на территории РФ

 

Системный оператор существует в различных национальных энергосистемах (независимо от модели электроэнергетики), а также в некоторых международных (межгосударственных энергообъединениях).

СО является высшим звеном в системе оперативно-диспетчерского управления, включающей оперативно-диспетчерские структуры нижестоящего уровня (как правило, межрегионального и регионального), подчиняемые Системному оператору.

В большинстве стран системный оператор, будучи естественной монополией, так или иначе контролируется государством. В России cистемным оператором выступает ОСАО «СО-ЦДУ ЕЭС». В состав компании входят 7 объединенных диспетчерских управлений (ОДУ) и 57 региональных диспетчерских управлений (РДУ). Схема расположения ОДУ на территории РФ приведена на рис. 1.7.

АДМИНИСТРАТОР ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ (АТС): Организация в форме некоммерческого партнерства, основной целью деятельности которой является предоставление услуг по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии (мощности), а также ведение финансовых расчетов за поставляемую электроэнергию и услуги, оказываемые участникам оптового рынка, обеспечение равных условий для всех участников оптового рынка электроэнергии, защита интересов поставщиков и покупателей электрической энергии, повышение эффективности производства и потребления электрической энергии.

ОАО «ФСК ЕЭС» создано в рамках разделения видов деятельности в энергетике как организация по управлению единой национальной электрической сетью (ЕНЭС), объединяющей магистральные линии электропередач. Основными направлениями деятельности ОАО «ФСК ЕЭС являются:

- управление единой национальной электрической сетью;

Рис. 1.7. Схема расположения СО на территории России

Рис. 1.7. Схема расположения СО на территории России

 

- предоставление услуг субъектам оптового рынка электрической энергии по передаче электрической энергии и присоединению к электрической сети;

- инвестиционная деятельность в сфере развития единой национальной электрической сети;

- поддержание в надлежащем состоянии электрических сетей;

- технический надзор за состоянием сетевых объектов ЕЭС России.

На этапе межрегиональной интеграции распределительные сетевые компании  объединяются в холдинговые компании – межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК). Сейчас к функциям МРСК относятся: корпоративное управление РСК, внедрение и контроль соблюдения методологии деятельности РСК, оперативный контроль деятельности. На втором этапе МРСК должны провести дополнительный выпуск акций, в обмен на которые ОАО РАО «ЕЭС России» внесет принадлежащие ему акции РСК. Схема расположения МРСК представлена на рисунке 1.8.

Таким образом, в регионах фактически не остается структурных образований энергетических компаний, на деятельность которых могли бы оказывать влияние региональные власти, что существенно сужает возможности для проведения энергетической политики региона. Энергетическая отрасль России в результате реформирования будет выглядеть так, как это показано на рисунке 1.9.

Следует отметить, что Правительство РФ осознает необходимость содействия конкуренции. Так, все шесть тепловых ОГК примерно одного размера (с точки зрения установленной мощности), у них одинаковые структура топлива и возраст основных средств. Оптовые генерирующие предприятия территориально расположены так, чтобы избежать концентрации на определенных рынках. Территориальные генерирующие компании больше различаются по размеру (в связи с решением об их создании на базе групп соседних районов), однако при их организации предусматривается невозможность доминировать на рынке в тех или иных ценовых зонах.

Вместе с тем, наиболее серьезную угрозу конкуренции может представлять сохранение значительной доли государства в области производства электроэнергии. Принадлежащие государству атомные электростанции не оказывают большого влияния на формирование цен.

В ходе создания электроэнергетической отрасли России (тогда еще Советского Союза) не стояло задачи построения технологической структуры, призванной обслуживать конкурентные отношения между производителями электроэнергии. В стране создавалась отрасль, построенная на принципах достижения общей народнохозяйственной эффективности. Отрасль была создана на деньги каждого работающего гражданина страны, поскольку все электростанции и ЛЭП строились за счет средств государственного бюджета [50, 60].

Созданные в результате реформ 1992 года два уровня управления электроэнергетикой (федеральный и субъектов Российской Федерации) часто входят в противоречия во взглядах и на управление и на распределение эффекта от создания ЕЭС России, в результате чего реформы в электроэнергетике не проводятся эффективно, а тарифы на электроэнергию и тепло сохраняются высокими.

За счет того, что цены на продукцию потребляемую ТЭКом были свободными и непрерывно повышались, а цены на энергоресурсы были явно занижены, образовалась разница между ценами энергоресурсов и ценами других отраслей. С начала 1992 года регулирование цен осуществлялось через повышающий коэффициент. На электро -  и теплоэнергию были установлены фиксированные цены [30, 34-36].

Рис. 1.8. Схема расположения МРСК на территории РФ

Рис. 1.8. Схема расположения МРСК на территории РФ

 

Рис. 1.9. Энергетическая отрасль РФ в результате реформирования

Рис. 1.9. Энергетическая отрасль РФ в результате реформирования

 

Общие экономические трудности в стране не позволяют самой электроэнергетике получить достаточно средств на поддержание, модернизацию и развитие своих производственных мощностей, поскольку тарифы на электроэнергию и тепло формируются не только по экономическим соображениям, но и под сильным воздействием социально-политических условий в стране и ситуаций в отдельных территориях [8, 19, 28].

На сегодняшний день производители электрической и тепловой энергии, с одной стороны, как почти полные монополисты в своей отрасли, пытаются взаимодействовать с регулирующими органами, определяя свою тарифную политику согласно постановлений и положений государственных органов федерального и регионального уровней.  С другой стороны, они находятся на самостоятельном балансе и руководствуются  принципами хозрасчета и самоокупаемости. Такая ситуация во многом определяет деятельность естественных монополий не только в энергетике, но и в иных отраслях (железнодорожный транспорт, газ, водоснабжение) [47].

Государственное регулирование экономических отношений между производителями и  потребителями электрической энергии осуществляется путем выпуска целого ряда нормативно-методических документов федерального  и регионального уровней, что и определило содержание действующей тарифной политики.

Основным методом расчета регулируемых тарифов является метод экономически обоснованных расходов. В данном случае тарифы рассчитываются путем деления величины необходимой валовой выручки на планируемый объем производства продукции, определяемый на основании сводного баланса производства и поставок электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ.

Таким образом, обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что главной задачей регулируемых тарифов является:

С точки зрения государства – обеспечить сбалансированное развитие экономики страны в целом, путем перераспределения денежных потоков.

С точки зрения субъекта регулирования – обеспечить включение в тариф как можно более полного перечня затрат, связанного с производством, передачей и реализацией электрической и тепловой энергии.

С точки зрения потребителя – минимизировать издержки при приобретении электрической и тепловой энергии.

Существующая система тарифного регулирования, однако, приводит к тому, что регулирующий орган зачастую выступает не только и не столько с точки зрения государства, сколько с точки зрения потребителей электрической и тепловой энергии, поскольку органы региональной власти являются одновременно и крупнейшими дебиторами региональных энергокомпаний.

Считается, что тарифная политика, проводимая в рамках государственного регулирования, служит инструментом сдерживания инфляционных процессов в стране. Сдерживание роста тарифов на продукцию и услуги электроэнергетики стало одним из существенных факторов стабилизации и  возобновления общеэкономического роста. За период 1991-2000 гг. цены на промышленную продукцию возросли в 37 тысяч раз, а на продукцию электроэнергетики – в 20 тысяч раз.

Однако, стоит отметить, что в период с 1997 по 1999 годы проводилась жесткая тарифная политика, направленная на экономию эксплуатационных расходов в отраслях естественных монополий, позволившая в течение этого периода не только не повышать тарифы на энергию, но даже снизить средний уровень тарифов. Тем не менее, за этот период оптовые цены производителей промышленной продукции значительно возросли, а бюджетные дотации – практически были сведены к нулю.

После финансового кризиса в августе 1998 года повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном уровне не проводилось до ноября 1999 года, в то время как цены в промышленности выросли в 2 раза, а на потребительском рынке – в 2,4 раза. С ноября 1999 года регулируемые цены стали повышаться. При этом по отдельным видам продукции темпы цен были выше, чем инфляция в промышленности. В энергетике, ориентированной в основном на внутренний рынок, вследствие роста затрат, опережающего рост цен на ее продукцию, и снижение рентабельности производства произошло в 1999-2000 годах увеличение доли убыточных предприятий [127].

Существующая система регулирования тарифов на услуги естественных монополий, наряду с технологической структурой отрасли, доставшейся в наследство от предыдущей экономической системой, привели к тому, что за время экономических реформ развитие отрасли практически полностью прекратилось. Так, в региональных энергокомпаниях в десятки раз снизились объемы вводимых в строй объектов в физическом выражении, прекратилось строительство новых генерирующих мощностей.

Ситуация усугубляется продолжающимся старением ОФП электроэнергетики. Уже в конце 199-х г.г. прошлого века износ ОПФ составлял более 60%.

Поставленная Президентом РФ задача по удвоению ВВП ставит нас перед неизбежностью роста энергопотребления, что, в сложившейся ситуации, приведет к нехватке в обозримом будущем генерирующих мощностей и дефициту электроэнергии.

Исходя из изложенного выше, можно сделать следующие выводы:

1. В настоящее время в России полным ходом идет реформа электроэнергетики – отрасли, традиционно относящейся к естественным монополиям. При этом разрушается старая структура отрасли, в соответствии с которой каждый регион России обслуживался своей собственной вертикально интегрированной компанией, имеющей в своем составе генерирующие источники, участок магистральной электрической сети для связи с другими энергосистемами, а также широко разветвленную и расположенную на всей территории региона сеть низкого напряжения, обслуживавшую бытовых потребителей. В соответствии с новой концепцией, структура электроэнергетической отрасли будет состоять из объединенных с несколькими близлежащими регионами межрегиональных распределительных сетевых компаний, занимающихся эксплуатацией сети низкого напряжения, также объединенных по территориальному принципу генерирующих компаний, включающих в себя ТЭЦ местного значения; сбытовая функция будет выведена отдельно и присутствовать в виде отдельной сбытовой компании, контролируемой РАО ЕЭС России.

2. После разделения по видам деятельности и межтерриториальной интеграции будут смещены акценты развития энергетики территорий – теперь, когда в регионе работает филиал межрегиональной сетевой компании, решения о направлениях и объемах инвестиций, необходимых для экономически устойчивого развития, принимают в главном офисе компании, и не факт, что эти решения будут соответствовать видению перспектив экономического развития самого региона, в лице региональной администрации.

3. Существует необходимость определения таких механизмов развития для межтерриториальных энергокомпаний, которые бы обеспечивали социально-экономическое развитие региона в целом. При этом необходимо учитывать, что передающие (сетевые) компании остались в естественномонопольном секторе, следовательно, подлежат государственному регулированию, а генерирующие компании являются конкурентным видом деятельности, следовательно, функционируют и развиваются по законам рынка.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Диссертация. Добавьте в закладки постоянную ссылку.